Найти в Дзене
Zеница Ока

Конец СССР. Крым. Часть 1.

После выхода статьи об "украинском" Крыме, автор подвергся зловещей критике.

https://zen.yandex.ru/media/id/60d01e4b05f8587a1c1353c7/krym-byl-i-est-ukrainskii-zachem-trebovat-ego-deokkupacii-612c93edc2e48c4bc2a11f38

Проанализировав возможные причины, автор и его окружение пришли к выводу, что читатели ничего не знаю ни о временах предшествовавших развалу СССР, ни о постсоветских событиях 90-х годов.

Постараемся немного рассказать о тех временах на отдельно взятой территории. В Крыму. Будем рассказывать о единичных случаях, но масштабы происходящего будут понятны даже самым непонятливым. Такие истории можно рассказывать о любом районе РФ, вплоть до Москвы. Надеюсь вы их опишете в комментариях.

Часть 1. За колючей проволокой живёт зверьё.

Начнём эту историю издалека, а именно из космоса.

Посмотрите на это фото.

-2

Это берег Казантипского залива. Самая середина. Крупными стрелками указаны направления. Верхнезаморское и Нижнезаморское это прибрежные сёла. Справа внизу с. Станционное с железнодорожной станцией "Пресноводная". Вам не составит труда найти это место на карте. Нас интересует объект в зарослях обведённый жёлтым маркером. На него указывает красная стрелка.

Увеличим масштаб карты

-3

Мы видим объект с загадочными кругами - 7 больших и 11 маленьких.

-4

До 1991 года такое изображение получить бы не удалось. Это была закрытая серьёзно охраняемая ВОХРой территория. На территорию входила отдельная ветка железной дороги.

-5

Площадь объекта 30 гектаров. Заграждения с колючей проволокой располагались приблизительно по жёлтым линиям. По всему периметру располагались вышки сотрудников ВОХР. Служили в военизированной охране в основном местные женщины, зачисленные в штат. Не знаю по каким качествам их отбирали, но наша знакомая тётя Аня в свободное от охраны время с работы мужа домой таскала шпалы на плече. Мужиков в ВОХРу не брали, по причине пьянства. Вышек было около 20. В каждой стрелок-любитель с огнестрельным оружием, которое они получали на объекте, и сдавали там же.

Что вам это напоминает? Думаю, что многие уже догадались, что это резервуары. И вы правы. Круги - это резервуары.

А сам объект - воинская часть №65195 ВМФ СССР. Часть берегового обеспечения. Нигде вы не найдёте упоминания об этой части. Ни фото, ни каких-то документов. Секретность зашкаливает. И сейчас, перебравшись почти 30 лет назад в окрестности Мурманска часть имеет наименование "Н-ская" и сведения о ней засекречены. Это нормально.

В те далёкие годы часть была одним из основных работодателей местного населения. Водители, слесари, бухгалтеры и прочие специалисты и обслуживающий персонал были из местных. У в/ч в 2-х километрах был свой городок для офицеров и мичманов - три 16-ти квартирных двухэтажных блочных здания с собственной котельной на угле.

Моряки-срочники использовались, как правило, для хозяйственных работ - пасти скот и ухаживать за ним, дежурить в котельной, помощь в уборке и ремонте. В части была свои кошара и мини-ферма для бычков, свои огород и сад. В каких-то учениях моряки в начале 80-х "вышли в море" - отплыли от берега на какой-то посудине метров 200 и перевернулись. Почти все утонули не умея плавать. Эта история покрыта тайной и кучей мифов, но факт гибели был.

Каждое утро машина с двумя моряками и прапорщиком подъезжала к станции "Пресноводная". Пассажирский поезд в Керчь прибывал в 9.20. Первый вагон - товарный. На станции "Семь Колодцев" в этот вагон каждое утро загружали свежий хлеб для жителей посёлков и раздавали заведующим станционных магазинов. Те хлеб продавали, а деньги передавали на следующий день в тот же вагон. В хлебном вагоне можно было купить и то, что станциям не полагалось - караваи, сайки с изюмом. Но это так сказать , "по праздникам". Каравай стоил 40 или 50 копеек, а белый кирпич - 20. Серый кирпич - 16.

Военным хлеб выдавали в первую очередь. Завмаг прямо на перроне указывала прапорщику на лотки с которых матросы ловко перекладывали хлеб в алюминиевые ящики с крышкой. Пара минут и все трое уходили к машине с ящиками в руках.

В городке для офицеров и прапорщиков был свой магазин. Хлеба в нём не было, но по ассортименту и изобилию товаров всех категорий он был на 10 голов выше станционного. Это как сейчас бабушка с пучком укропа и пачкой дрожжей на рынке и "Пятёрочка".

Основной мотив местных работать в части - первоочередной доступ к воинскому магазину. Товар привозили в среду, и в первую очередь обслуживались военнослужащие и работники. А потом уже все кто имеет деньги. А там и конфеты шоколадные, и колбасы нескольких сортов, и рыба. Зефир и КРЕМ-СОДА. Такое было только в городе, а в станционном магазине никогда. У всех приближенных к части были стиральные машины, холодильники, автомобили, мотоциклы последних марок и прочие "чудеса цивилизации". У прочего населения ничего подобного не было.

Платили в части хорошо и исправно. Никакого выполнения планов не требовалось. Крути себе гайки, коси траву или вози что скажут. Водителям разрешалось оставлять машины дома. Чем те пользовались активно - возили ночами ворованное, сливали топливо. Управляли частенько в нетрезвом виде. Всё прекратилось когда отец моего друга на ГАЗ-66 сбил насмерть человека в выходной на второстепенной дороге. Водитель был чертовски пьян. Его посадили. А машины из части по личной надобности выгонять запретили.

Так и жили все. Подворовывали топливо, запчасти, продукты. Получали деньги, пользовались благами военного магазина. И ждали.

Первый колокольчик зазвонил в 87-88 годах. Во всей округе владельцы транспорта никогда не покупали официально бензин и дизтопливо. Всё "мутили". Сливали со служебных машин, обменивали на водку, и добывали прочими способами. Но всё это было воровство. Основной "поставщик" ворованного топлива была воинская часть. В каждом деревенском дворе была 40-литровая канистра для "солярки". Она использовалась для розжига дров в печках, и поджига мусора сжигаемого в огородах. Ну так, руки от мазута помыть, кисточку после покраски вымочить. "Солярка" была из воинской части. Канистры хватало приблизительно на год, и каждый местный житель знал как восполнить.

После 85 года появилось много мопедов, мотоциклов типа "Минск" и "Восход". Расход бензина был большой. Подросла молодёжь, начала "гонять" на родительских машинах. После запрета выезжать на служебных автомобилях с территории части после 17.00 и по личным делам появился серьёзный дефицит топлива в окрестностях.

Цистерны с топливом, раньше приходившие в часть каждый месяц, перестали появляться. "Достать" канистру стало сложнее и дороже. В некоторых случаях уже требовалась не бутылка самогона, а литр. Молодёжь договаривалась со срочниками кочегарами - зимой все тусовались в тёплой котельной. После, нужно было тайно прийти в лес поближе к "колючке" и ждать назначенного часа. Прибегал матрос, забирал канистру и "пузырь". Через минут 20-30 он прибегал и возвращал наполненную канистру. Но всё это капля в море. Здорово выручала уборочная страда, и слив топлива с зерновозов был повальный. Но это другая история.

И так, воинская часть прижала местных, и начался дефицит топлива в округе. Продукты в магазин городка стали привозить всё реже. ассортимент обеднел. Сменился завмаг, и товары стали продавать всем подряд и в любое время. Преимущества у "воинских" не стало. Начались перебои с зарплатой для гражданских. И местное население стало массово увольняться из части. Водители спились или сидели, тётки из ВОХРы стали грузные и пожилые, а для исполнения обязанностей нужно было забираться на вышку.

Большой ошибкой стал приём на службу демобилизовавшейся местной молодёжи. Их направляли на курсы мичманов, и через некоторое время эта "орда" взяла всё в свои руки. Командование осознало проблему, но было уже поздно. На дворе шёл 1991 год. Денег нет, продовольствия нет. Матросы демобилизовались, а новых не присылали. Продуктовый магазин закрылся. Топливо вывозили быстро и оперативно. И железнодорожными цистернами, и автобензовозами. Что куда ушло неизвестно, но скорее всего и направо и налево.

"Уехали" куда-то километры труб из нержавейки, смазочные материалы, все машины и оборудование. Многое "помогли" вывезти местные. Те самы мичманы и их родственники, верой и правдой служившие в части на разных должностях.

К 1992 году часть была полностью оставлена... И вот тут то и вступило в действие настоящее местное зверьё.

Смотали всю "колючку", вырвали столбы, украли ворота и растащили бетонный забор у КПП. А дальше...

Все постройки разобраны до фундамента и вывезены. Провода оборваны, кабели и трубы выкопаны. Столбы и прочие железобетонные конструкции разбиты, арматура вынута и сдана на металлолом. Всё деревянное вывезено на дрова и строительство курятников.

Система молниеотводов, насосное оборудование - всё ушло в металлолом.

Стены некоторых зданий были построены на совесть. Усилены рельсами, распорной арматурой. Несколько "разрушителей" стали жертвами своей неграмотности. Пилили распорную арматуру коробок зданий, это приводило к сложению стен внутрь, выживали только те, кто находился снаружи.

Но самый лакомый кусок это подземные резервуары и 2-х километровая железнодорожная ветка. Железную дорогу быстро разобрали и сдали на металлолом. Шпалы растащили по дворам.

Оставшаяся насыпь от железной дороги
Оставшаяся насыпь от железной дороги

С резервуарами же пришлось хорошенько повозиться.

Диаметр большого резервуара 30 метров, глубина 5 метров. Маленькие резервуары диаметром 14 метров, глубиной 3 метра. Корпус резервуаров железобетонный, а внутри обшиты листовым железом. Это железо и стало основной целью местного зверья.

Авторгаф строителя.
Авторгаф строителя.

Резервуар без железа из той самой части
Резервуар без железа из той самой части

Срезли всё железо, сдали на металлолом. Территорию воинской части сравняли с землёй. Всё, дело сделано? Нет, местные решили приспособить бывшие топливные резервуары под свалку. Свозили и сваливали в "ямы" все отходы, которые заливались дождём, и все "соки" уходили в землю - резервуары-то не герметичны.

-9

Котельную военного городка разобрали на кирпичи, а котлы и прочую арматуру вместе с трубой сдали на металлолом. Офицеры из военного городка разъехались на родину. Мичманы спились и отправились на кладбище. Квартиры заняли разномастные дельцы и жулики выкупавшие их за копейки, или просто захватывали. Котельной нет. Трубы и батареи в квартирах выломали и сдали на металлолом. Сейчас в этих квартирах стоят буржуйки на угле и дровах.

С нетерпением жду хейтеров и "знатоков" истории советского и постсоветского периода. Расскажите мне, что всё это испарилось само по себе, а я пьяный фантазёр))).

Прошу адекватных людей с хорошей памятью рассказать как у вас прожрали советское наследие.

Высказывайте своё мнение в комментариях.

Подписывайтесь,пожалуйста, на канал.

Ваша реакция поможет как можно большему количеству людей прочитать эту статью.