После выхода статьи об "украинском" Крыме, автор подвергся зловещей критике.
Проанализировав возможные причины, автор и его окружение пришли к выводу, что читатели ничего не знаю ни о временах предшествовавших развалу СССР, ни о постсоветских событиях 90-х годов.
Постараемся немного рассказать о тех временах на отдельно взятой территории. В Крыму. Будем рассказывать о единичных случаях, но масштабы происходящего будут понятны даже самым непонятливым. Такие истории можно рассказывать о любом районе РФ, вплоть до Москвы. Надеюсь вы их опишете в комментариях.
Часть 1. За колючей проволокой живёт зверьё.
Начнём эту историю издалека, а именно из космоса.
Посмотрите на это фото.
Это берег Казантипского залива. Самая середина. Крупными стрелками указаны направления. Верхнезаморское и Нижнезаморское это прибрежные сёла. Справа внизу с. Станционное с железнодорожной станцией "Пресноводная". Вам не составит труда найти это место на карте. Нас интересует объект в зарослях обведённый жёлтым маркером. На него указывает красная стрелка.
Увеличим масштаб карты
Мы видим объект с загадочными кругами - 7 больших и 11 маленьких.
До 1991 года такое изображение получить бы не удалось. Это была закрытая серьёзно охраняемая ВОХРой территория. На территорию входила отдельная ветка железной дороги.
Площадь объекта 30 гектаров. Заграждения с колючей проволокой располагались приблизительно по жёлтым линиям. По всему периметру располагались вышки сотрудников ВОХР. Служили в военизированной охране в основном местные женщины, зачисленные в штат. Не знаю по каким качествам их отбирали, но наша знакомая тётя Аня в свободное от охраны время с работы мужа домой таскала шпалы на плече. Мужиков в ВОХРу не брали, по причине пьянства. Вышек было около 20. В каждой стрелок-любитель с огнестрельным оружием, которое они получали на объекте, и сдавали там же.
Что вам это напоминает? Думаю, что многие уже догадались, что это резервуары. И вы правы. Круги - это резервуары.
А сам объект - воинская часть №65195 ВМФ СССР. Часть берегового обеспечения. Нигде вы не найдёте упоминания об этой части. Ни фото, ни каких-то документов. Секретность зашкаливает. И сейчас, перебравшись почти 30 лет назад в окрестности Мурманска часть имеет наименование "Н-ская" и сведения о ней засекречены. Это нормально.
В те далёкие годы часть была одним из основных работодателей местного населения. Водители, слесари, бухгалтеры и прочие специалисты и обслуживающий персонал были из местных. У в/ч в 2-х километрах был свой городок для офицеров и мичманов - три 16-ти квартирных двухэтажных блочных здания с собственной котельной на угле.
Моряки-срочники использовались, как правило, для хозяйственных работ - пасти скот и ухаживать за ним, дежурить в котельной, помощь в уборке и ремонте. В части была свои кошара и мини-ферма для бычков, свои огород и сад. В каких-то учениях моряки в начале 80-х "вышли в море" - отплыли от берега на какой-то посудине метров 200 и перевернулись. Почти все утонули не умея плавать. Эта история покрыта тайной и кучей мифов, но факт гибели был.
Каждое утро машина с двумя моряками и прапорщиком подъезжала к станции "Пресноводная". Пассажирский поезд в Керчь прибывал в 9.20. Первый вагон - товарный. На станции "Семь Колодцев" в этот вагон каждое утро загружали свежий хлеб для жителей посёлков и раздавали заведующим станционных магазинов. Те хлеб продавали, а деньги передавали на следующий день в тот же вагон. В хлебном вагоне можно было купить и то, что станциям не полагалось - караваи, сайки с изюмом. Но это так сказать , "по праздникам". Каравай стоил 40 или 50 копеек, а белый кирпич - 20. Серый кирпич - 16.
Военным хлеб выдавали в первую очередь. Завмаг прямо на перроне указывала прапорщику на лотки с которых матросы ловко перекладывали хлеб в алюминиевые ящики с крышкой. Пара минут и все трое уходили к машине с ящиками в руках.
В городке для офицеров и прапорщиков был свой магазин. Хлеба в нём не было, но по ассортименту и изобилию товаров всех категорий он был на 10 голов выше станционного. Это как сейчас бабушка с пучком укропа и пачкой дрожжей на рынке и "Пятёрочка".
Основной мотив местных работать в части - первоочередной доступ к воинскому магазину. Товар привозили в среду, и в первую очередь обслуживались военнослужащие и работники. А потом уже все кто имеет деньги. А там и конфеты шоколадные, и колбасы нескольких сортов, и рыба. Зефир и КРЕМ-СОДА. Такое было только в городе, а в станционном магазине никогда. У всех приближенных к части были стиральные машины, холодильники, автомобили, мотоциклы последних марок и прочие "чудеса цивилизации". У прочего населения ничего подобного не было.
Платили в части хорошо и исправно. Никакого выполнения планов не требовалось. Крути себе гайки, коси траву или вози что скажут. Водителям разрешалось оставлять машины дома. Чем те пользовались активно - возили ночами ворованное, сливали топливо. Управляли частенько в нетрезвом виде. Всё прекратилось когда отец моего друга на ГАЗ-66 сбил насмерть человека в выходной на второстепенной дороге. Водитель был чертовски пьян. Его посадили. А машины из части по личной надобности выгонять запретили.
Так и жили все. Подворовывали топливо, запчасти, продукты. Получали деньги, пользовались благами военного магазина. И ждали.
Первый колокольчик зазвонил в 87-88 годах. Во всей округе владельцы транспорта никогда не покупали официально бензин и дизтопливо. Всё "мутили". Сливали со служебных машин, обменивали на водку, и добывали прочими способами. Но всё это было воровство. Основной "поставщик" ворованного топлива была воинская часть. В каждом деревенском дворе была 40-литровая канистра для "солярки". Она использовалась для розжига дров в печках, и поджига мусора сжигаемого в огородах. Ну так, руки от мазута помыть, кисточку после покраски вымочить. "Солярка" была из воинской части. Канистры хватало приблизительно на год, и каждый местный житель знал как восполнить.
После 85 года появилось много мопедов, мотоциклов типа "Минск" и "Восход". Расход бензина был большой. Подросла молодёжь, начала "гонять" на родительских машинах. После запрета выезжать на служебных автомобилях с территории части после 17.00 и по личным делам появился серьёзный дефицит топлива в окрестностях.
Цистерны с топливом, раньше приходившие в часть каждый месяц, перестали появляться. "Достать" канистру стало сложнее и дороже. В некоторых случаях уже требовалась не бутылка самогона, а литр. Молодёжь договаривалась со срочниками кочегарами - зимой все тусовались в тёплой котельной. После, нужно было тайно прийти в лес поближе к "колючке" и ждать назначенного часа. Прибегал матрос, забирал канистру и "пузырь". Через минут 20-30 он прибегал и возвращал наполненную канистру. Но всё это капля в море. Здорово выручала уборочная страда, и слив топлива с зерновозов был повальный. Но это другая история.
И так, воинская часть прижала местных, и начался дефицит топлива в округе. Продукты в магазин городка стали привозить всё реже. ассортимент обеднел. Сменился завмаг, и товары стали продавать всем подряд и в любое время. Преимущества у "воинских" не стало. Начались перебои с зарплатой для гражданских. И местное население стало массово увольняться из части. Водители спились или сидели, тётки из ВОХРы стали грузные и пожилые, а для исполнения обязанностей нужно было забираться на вышку.
Большой ошибкой стал приём на службу демобилизовавшейся местной молодёжи. Их направляли на курсы мичманов, и через некоторое время эта "орда" взяла всё в свои руки. Командование осознало проблему, но было уже поздно. На дворе шёл 1991 год. Денег нет, продовольствия нет. Матросы демобилизовались, а новых не присылали. Продуктовый магазин закрылся. Топливо вывозили быстро и оперативно. И железнодорожными цистернами, и автобензовозами. Что куда ушло неизвестно, но скорее всего и направо и налево.
"Уехали" куда-то километры труб из нержавейки, смазочные материалы, все машины и оборудование. Многое "помогли" вывезти местные. Те самы мичманы и их родственники, верой и правдой служившие в части на разных должностях.
К 1992 году часть была полностью оставлена... И вот тут то и вступило в действие настоящее местное зверьё.
Смотали всю "колючку", вырвали столбы, украли ворота и растащили бетонный забор у КПП. А дальше...
Все постройки разобраны до фундамента и вывезены. Провода оборваны, кабели и трубы выкопаны. Столбы и прочие железобетонные конструкции разбиты, арматура вынута и сдана на металлолом. Всё деревянное вывезено на дрова и строительство курятников.
Система молниеотводов, насосное оборудование - всё ушло в металлолом.
Стены некоторых зданий были построены на совесть. Усилены рельсами, распорной арматурой. Несколько "разрушителей" стали жертвами своей неграмотности. Пилили распорную арматуру коробок зданий, это приводило к сложению стен внутрь, выживали только те, кто находился снаружи.
Но самый лакомый кусок это подземные резервуары и 2-х километровая железнодорожная ветка. Железную дорогу быстро разобрали и сдали на металлолом. Шпалы растащили по дворам.
С резервуарами же пришлось хорошенько повозиться.
Диаметр большого резервуара 30 метров, глубина 5 метров. Маленькие резервуары диаметром 14 метров, глубиной 3 метра. Корпус резервуаров железобетонный, а внутри обшиты листовым железом. Это железо и стало основной целью местного зверья.
Срезли всё железо, сдали на металлолом. Территорию воинской части сравняли с землёй. Всё, дело сделано? Нет, местные решили приспособить бывшие топливные резервуары под свалку. Свозили и сваливали в "ямы" все отходы, которые заливались дождём, и все "соки" уходили в землю - резервуары-то не герметичны.
Котельную военного городка разобрали на кирпичи, а котлы и прочую арматуру вместе с трубой сдали на металлолом. Офицеры из военного городка разъехались на родину. Мичманы спились и отправились на кладбище. Квартиры заняли разномастные дельцы и жулики выкупавшие их за копейки, или просто захватывали. Котельной нет. Трубы и батареи в квартирах выломали и сдали на металлолом. Сейчас в этих квартирах стоят буржуйки на угле и дровах.
С нетерпением жду хейтеров и "знатоков" истории советского и постсоветского периода. Расскажите мне, что всё это испарилось само по себе, а я пьяный фантазёр))).
Прошу адекватных людей с хорошей памятью рассказать как у вас прожрали советское наследие.
Высказывайте своё мнение в комментариях.
Подписывайтесь,пожалуйста, на канал.
Ваша реакция поможет как можно большему количеству людей прочитать эту статью.