Средневековье обычно ассоциируется со зловонием. Продукты жизнедеятельности выливались на улицы из окон, массовое нежелание мыться и жизнь, несовместимая с гигиеной, определенно не благоприятствовали обонянию людей того времени. Однако ситуация в действительности не была такой драматичной, как мы себе представляем. В конце концов, человеческое терпение имеет свои пределы...
Старинная французская поэма XIII века «Роза розы», которая была чрезвычайно популярна во Франции, Италии, Англии и Нидерландах в течение следующих двух столетий, отчасти является аллегорической интерпретацией рыцарского кодекса, а отчасти - сборником народных традиций и мудрости, которыми восхищались средневековые читатели.
Переход к чистоте
В поэме много советов по личной гигиене и ее роли в любви. "Вы должны отвращать себя от всякой грязи", - говорит автор в аллегорической форме одному молодому человеку. Мойте руки и ухаживайте за зубами почаще, помните, что под ногтями не должно оставаться черной грязи, подворачивайте рукава и причесываете волосы.
Когда Европа приняла систему феодальных владений и королевств, освободилась от мародерских банд варваров, а христианство усилило свое господство почти на всем континенте, церковь и светская власть почувствовали себя в большей безопасности. Относительное спокойствие сделало дальние поездки менее опасными, что, в свою очередь, привело к развитию дорог и сетей гостиниц, а также к ввозу предметов роскоши из далеких земель.
Домашняя жизнь стала комфортнее. Некоторые из старых спартанских привычек раннего средневековья, такие как отсутствие интереса к личной гигиене, стали все больше и больше оскорблять как духовенство, так и мирян.
«Грязь никогда не была угодна Богу»
Обращаясь в своей работе к набожным женщинам, которые предпочитали жить в простоте и уединении, часто в маленьких помещениях, расположенных рядом с церквями, английский писатель рекомендовал: «Умывайтесь всякий раз, когда возникает необходимость, и стирайте одежду - грязь никогда не была дорогой к Богу, хотя ему угодны бедность и простота».
Эта простая фраза «грязь никогда не была дорогой к Богу» была своего рода революционным манифестом. Десятки раннесредневековых отшельников, монахов и святых, приверженных «культу грязи», были бы в ужасе, услышав такое провокационное заявление.
Конечно, старые привычки не изменились в одночасье, но люди чаще стали мыть руки. Это было разумной практикой, учитывая, что пищу ели руками, без использования столовых приборов. Помимо практического смысла, у мытья рук был и другой - мытье рук считалось проявлением изысканности и культуры, уходящей корнями в прошлое – во времена Гомера.
Средневековые фрески, изображающие интерьер домов, часто показывают кувшин, таз и ткань для вытирания рук в углу комнаты. Не мыть руки было для многих шокирующим событием, которое стоит отметить: странствующий герой одного из французских романов XIII века с ужасом отмечает, например, что норвежцы не моют руки после еды.
Средневековое умение жить
Средневековым людям нравились руководства и всевозможные учебные пособия. Учебники по элегантному поведению, уходу за детьми, образованию и здоровью, написанные всевозможными авторитетными авторами, от стюардов до философов, получили широкой распространение.
В одном рыцарском произведении XIII века муж главной героини устраивает пир для трех тысяч рыцарей и дам, которые, как сообщает нам поэт, «когда помыли руки, тогда садились за столы», и «когда они поели, они снова вымыли руки». Иногда этот навязчивый интерес к мытью рук начинает напоминать организованную пропагандистскую кампанию за чистоту. На самом деле, однако, частое повторение таких сцен должно было подчеркнуть элегантность описываемых персонажей.
После рук самыми чистыми частями тела считались лицо и рот. Руководства по этикету рекомендовали мыть первое и ополаскивать последние водой, сразу после пробуждения.
Теоретически младенцы тоже были чистыми: средневековые руководства для матерей рекомендовали мыть потомство в теплой воде хотя бы один, а лучше три раза в день. Однако младенцев крестьян и городской бедноты купали и меняли им пеленки гораздо реже.
Запах чистоты
Средневековый мир пах неизмеримо сильнее нашего. Люди привыкли и не жаловались, но крайне неприятные запахи не остались незамеченными. Фома Аквинский, один из наиболее духовных деятелей той эпохи, рекомендовал использование ладана в церкви, потому что тот подавлял зловоние от тел прихожан, которое, как он сам признавал, «может быть отталкивающим».
В «Декамероне» Боккаччи, сборнике рассказов XIV века, персонажи очень чувствительны к запаху своего тела и запаху своего дыхания. Последнее особенно вызывает глубокую озабоченность - в одном из рассказов неверная женщина по имени Лидия сначала убеждает двух слуг, что «у них пахнет изо рта», поэтому им следует общаться с отвернутыми головами. Позже она убеждает и мужа, что его зловонное дыхание было причиной проблем в их отношениях.
Мысль о том, что физическая близость доставляет больше удовольствия, когда любимый человек чист и благоухает, часто подчеркивается в романах и сборниках учений, и кажется нам очевидной. Но в средние века это была новаторская концепция, которая постепенно проникала в умы людей того времени.