Найти тему
Sportvtbet

Неприятный запах и грязь: вопреки мнениям, средневековье так не пахло

Средневековье обычно ассоциируется со зловонием. Продукты жизнедеятельности выливались на улицы из окон, массовое нежелание мыться и жизнь, несовместимая с гигиеной, определенно не благоприятствовали обонянию людей того времени. Однако ситуация в действительности не была такой драматичной, как мы себе представляем. В конце концов, человеческое терпение имеет свои пределы...

Старинная французская поэма XIII века «Роза розы», которая была чрезвычайно популярна во Франции, Италии, Англии и Нидерландах в течение следующих двух столетий, отчасти является аллегорической интерпретацией рыцарского кодекса, а отчасти - сборником народных традиций и мудрости, которыми восхищались средневековые читатели.

Переход к чистоте

В поэме много советов по личной гигиене и ее роли в любви. "Вы должны отвращать себя от всякой грязи", - говорит автор в аллегорической форме одному молодому человеку. Мойте руки и ухаживайте за зубами почаще, помните, что под ногтями не должно оставаться черной грязи, подворачивайте рукава и причесываете волосы.

Когда Европа приняла систему феодальных владений и королевств, освободилась от мародерских банд варваров, а христианство усилило свое господство почти на всем континенте, церковь и светская власть почувствовали себя в большей безопасности. Относительное спокойствие сделало дальние поездки менее опасными, что, в свою очередь, привело к развитию дорог и сетей гостиниц, а также к ввозу предметов роскоши из далеких земель.

Домашняя жизнь стала комфортнее. Некоторые из старых спартанских привычек раннего средневековья, такие как отсутствие интереса к личной гигиене, стали все больше и больше оскорблять как духовенство, так и мирян.

«Грязь никогда не была угодна Богу»

Обращаясь в своей работе к набожным женщинам, которые предпочитали жить в простоте и уединении, часто в маленьких помещениях, расположенных рядом с церквями, английский писатель рекомендовал: «Умывайтесь всякий раз, когда возникает необходимость, и стирайте одежду - грязь никогда не была дорогой к Богу, хотя ему угодны бедность и простота».

-2

Эта простая фраза «грязь никогда не была дорогой к Богу» была своего рода революционным манифестом. Десятки раннесредневековых отшельников, монахов и святых, приверженных «культу грязи», были бы в ужасе, услышав такое провокационное заявление.

Конечно, старые привычки не изменились в одночасье, но люди чаще стали мыть руки. Это было разумной практикой, учитывая, что пищу ели руками, без использования столовых приборов. Помимо практического смысла, у мытья рук был и другой - мытье рук считалось проявлением изысканности и культуры, уходящей корнями в прошлое – во времена Гомера.

Средневековые фрески, изображающие интерьер домов, часто показывают кувшин, таз и ткань для вытирания рук в углу комнаты. Не мыть руки было для многих шокирующим событием, которое стоит отметить: странствующий герой одного из французских романов XIII века с ужасом отмечает, например, что норвежцы не моют руки после еды.

Средневековое умение жить

Средневековым людям нравились руководства и всевозможные учебные пособия. Учебники по элегантному поведению, уходу за детьми, образованию и здоровью, написанные всевозможными авторитетными авторами, от стюардов до философов, получили широкой распространение.

В одном рыцарском произведении XIII века муж главной героини устраивает пир для трех тысяч рыцарей и дам, которые, как сообщает нам поэт, «когда помыли руки, тогда садились за столы», и «когда они поели, они снова вымыли руки». Иногда этот навязчивый интерес к мытью рук начинает напоминать организованную пропагандистскую кампанию за чистоту. На самом деле, однако, частое повторение таких сцен должно было подчеркнуть элегантность описываемых персонажей.

-3

После рук самыми чистыми частями тела считались лицо и рот. Руководства по этикету рекомендовали мыть первое и ополаскивать последние водой, сразу после пробуждения.

Теоретически младенцы тоже были чистыми: средневековые руководства для матерей рекомендовали мыть потомство в теплой воде хотя бы один, а лучше три раза в день. Однако младенцев крестьян и городской бедноты купали и меняли им пеленки гораздо реже.

Запах чистоты

Средневековый мир пах неизмеримо сильнее нашего. Люди привыкли и не жаловались, но крайне неприятные запахи не остались незамеченными. Фома Аквинский, один из наиболее духовных деятелей той эпохи, рекомендовал использование ладана в церкви, потому что тот подавлял зловоние от тел прихожан, которое, как он сам признавал, «может быть отталкивающим».

В «Декамероне» Боккаччи, сборнике рассказов XIV века, персонажи очень чувствительны к запаху своего тела и запаху своего дыхания. Последнее особенно вызывает глубокую озабоченность - в одном из рассказов неверная женщина по имени Лидия сначала убеждает двух слуг, что «у них пахнет изо рта», поэтому им следует общаться с отвернутыми головами. Позже она убеждает и мужа, что его зловонное дыхание было причиной проблем в их отношениях.

Мысль о том, что физическая близость доставляет больше удовольствия, когда любимый человек чист и благоухает, часто подчеркивается в романах и сборниках учений, и кажется нам очевидной. Но в средние века это была новаторская концепция, которая постепенно проникала в умы людей того времени.