Найти в Дзене
Все о танках

АСУ-85 желание советского командования заиметь среднюю самоходку

Оглавление

АСУ-85 — боевая машина воздушно-десантных войскавиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ) на базе плавающего легкого танка ПТ-76[2].

Основная самоходная артиллерийская установка, которая находилась на вооружении воздушно-десантных войск ВС Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в начале 1980-х годов 2С9 или «Нона-С».

История создания

На протяжении многих лет штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57. Ее оглушительный успех породил у советского командования желание заиметь еще и среднюю самоходку, оснащенную 85-миллиметровой пушкой. В связи с этим в 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе приступили к разработке проекта новой самоходной артиллерийской установки. Данной разработкой занимались в ОКБ-40. Работами руководил Николай Александрович Астров – создатель танков Т-29, -38 , -40 , -60 , -70, -80.

По первоначальному замыслу Астрова для проектируемой самоходки (разрабатывалась под обозначением «Объект 573») предполагалось использовать механизмы и узлы легкого плавающего танка ПТ-76, но со стороны представителей заказчика и Совета министров прозвучало жесткое требование широкого применения автомобильных агрегатов. В частности, освоенный промышленностью и хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в войсках дизельный двигатель В-6, в спроектированном силовом отделении был заменен двухтактным автомобильным дизелем ЯМЗ-206В производства Ярославского моторного завода.

-2

Опытный образец самоходной артиллерийской установке изготовили в середине 1950-х г. Серийное производство самоходки получившей обозначение СУ-85 началось в 1959 году. В части воздушно-десантных войск машины поступали под обозначением АСУ-85. Серийно производилась на ММЗ в 1959-1966 годах. За этот период выпустили немногим более 50 штук.

Описание конструкции

Компоновка

-3

Компоновка самоходки АСУ-85: отделение управления располагалось впереди (находится место механика-водителя); посредине находилось боевое отделение; моторно-трансмиссионное отделение – в корме. Друг за другом справа от пушки размещались места заряжающего и командира. Место наводчика находилось слева от пушки.

Броневой корпус и башня

Благодаря углам наклона лобовых и бортовых броневых листов, корпус обеспечивал защиту экипажа от бронебойных снарядов малого и среднего калибров. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины. Справа от пушки друг за другом находились места заряжающего и командира. Слева от пушки находилось место наводчика. Для аварийного выхода в днище имелся люк.

Вооружение

Д-48 (основа пушки Д-70)
Д-48 (основа пушки Д-70)

Основным вооружением была 85-мм пушка 2А15 (заводское обозначение — Д-70), имевшая ствол-моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Затвор был аналогичен затвору пушки Ч-51М: вертикальный клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Гидравлический тормоз отката – веретенный с компенсатором; накатник – пневматический. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов.

Боекомплект

  • БР-372 — Бронебойный тупоголовый каморный снаряд
  • ЗБК7 — Бронебойный кумулятивный снаряд.
  • ОФ-372— Осколочно-фугасный снаряд.

Возимый боекомплект состоял из 45 унитарных выстрелов. На спаренной с пушкой установке справа от нее, размещен 7,62-миллиметровый пулемет СГМТ, боекомплект к которому составляет 2000 патронов, размещенных в 8 магазинах-коробках. В боевом отделении размещались выстрелы: у перегородки МТО в нише – 14, вдоль перегородки – 8, у левого борта – 7, в нише левого борта – 5, в нише правого борта – 6, впереди наводчика – 5. Кроме этого экипаж имел в своем распоряжении 15 ручных гранат Ф-1, 300 патронов к АКМС, и 20 сигнальных патронов к сигнальному пистолету СПШ калибра 20 мм.

Средства наблюдения и связи

Для стрельбы днём прямой наводкой в машине был установлен телескопический прицел ТШК-2-79-11. Для стрельбы с закрытых позиций использовался прицел С-71-79 с орудийной панорамой. Также машина была оснащена ночным танковым прицелом ТПН-1-79-11. Для связи использовалась радиостанция Р-113, в последующем была заменена на Р-123.

Дополнительное оборудование

Также снабжалась дымогенератором БДШ-5

Средства десантирования

АСУ-85 как правило транспортировались военно-транспортными Ан-12 и десантировались при помощи специальных парашютных систем. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение из походного и наоборот в течение 1-1,5 минут, что необходимо для артиллерийской системы подобного назначения.

Боевое применение

Кроме СССР данные самоходные установки поставлялись в Польшу (31 АСУ-85 в 1965 году) и ГДР (20 машин в 1964 году).

-5

АСУ-85 в 1967 году участвовали в арабо-израильском конфликте, который известен как «шестидневная война». Именно это боевое применение выявило необходимость установить на рубке зенитный пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм.