Вы часто пишете мне в комментариях добрые слова, и я благодарна каждому, кто видит в моих фотографиях красоту родины и слышит в словах любовь к ней.
Знаете, я не люблю, когда фотохудожники делятся фото без слов. Да, бывают такие моменты, которые не требуют объяснения, описания, эмоция в них настолько ярко передана сиюминутностью пойманного освещения или цвета, что зритель погружается на все сто.
В большинстве моих фотографий нет высокохудожественного построения композиции и прочего, претендующего на искусство. Но я-то знаю - если моя рука потянулась к фотоаппарату, чтобы заснять дремлющую на лавке кошку, или я, выйдя в огород полоть, вдруг поскакала обратно в дом, чтобы успеть сфотографировать прожилки свекольных листьев, то момент этот достоин вашего внимания.
Подобных фотографий в интернете множество! Но очень часто привычная нам уютность родных мест кажется зрителю обыденной - ведь непросто, листая ленту соцсетей, вырваться из вагона метро в ту минуту, когда солнце вдруг ярко выглянуло из-за тучных серых полчищ!
И для того, чтобы остановить зрителя в моём моменте, я использую слово. Наш русский язык до того богат - и словами, и оборотами и даже возможностью обогащать его, составляя свои словечки с помощью приставок и суффиксов, превращая существительные в глаголы и наоборот, что - оказывается! - его достаточно для того, чтобы передать и запах, и звуки, и дуновение ветра, и особое настроение - всё то, что не под силу статике фотографий.
Вот обычная для нашей деревни картина - приезд автолавки.
Но сколько в ней потаённого настроения, особенно для тех, кому это событие знакомо: и громкий звон сигнала, возвещающий о том, что пора выходить на "лобное" место... и ожидание его, в котором нужно успеть приодеться, чтобы не показаться на людях в чём попало - своего рода момент светской жизни в деревне... и встреча с соседями, которых может и видишь-то только в магазинные дни... и список продуктов на несколько дней - то, чего не требуется в городе... и новости, которые можно узнать от "чужаков" - водителя и продавца....
Автолавка два раза в неделю расширяет горизонты деревенской повседневности, и я, редко посещающая её, как никто чувствую всю важность этого события... и даже грусть, когда пустеет наша центральная площадь, и ускользает за деревню рёв мотора...
Фотография для меня во многом, как толчок к истории... Смотрите и читайте мои истории...
О том, как угрюмые тучи бегут без оглядки от заката, обжигающего их чернильные бока....
...а я, намёрзшаяся накануне, выбегаю за порог, чтобы догнать это пожарище, полыхнувшее вдруг где-то над Коровино.
О том, как всё ещё кажется, что можно обойтись лишь тёплой кофтой, но сентябрьские сумерки не чета августовским - и перед тем, как выйти из дома нужно насдобиться в фуфайку, шапку и тёплые носки. Выбираю самые радостные и даже, будто бы, жалею, что никак не проносятся эти носочки - до того хочется связать новые!
И про то, как термометр, в летние месяцы не интересовавший меня своими показателями, становится вдруг отправной точкой утра и вершиной ночи. Дивлюсь округлости погод, перебирая в памяти, бывало ли когда-то ещё так в моей жизни, что к середине сентября не бабьего лета с надеждами ждёшь, а, того гляди, снега?
Про утренники, покрывающие сединой мою родину, и про хруст травы, которая, кажется, должна сгинуть, сбуреть, а она оживёт, едва качнётся маятник нового дня.
Про то, как увлекательны прогулки в ближний лесок: идти по тропинке, чувствуя, как роса уверенно пробирается холодом сквозь штаны к коленкам...
останавливаться у зарослей кипрея, чтобы разглядеть белых пух припозднившейся ветки...
забежать, вопреки маминым увещеваниям: "Да я была там вчера", в личную кладовочку и вернуться, торжествующе показывая корзинку: "Шестнадцать гуманоидов на месте аварии нашли..." ...помните, Гурченко рассказывала в "Любовь и голуби"? Именно столько я нашла подберёзовиков там, где мама "была вчера"!
О том, как уходят в осень тяжестью веток яблони-китайки, плоды которых помимо яркого цвета обрели после заморозка особый вкус, рассыпаясь во рту сахарной мякотью.
За что люблю Великую - иду из леса мимо соседского участка, забора нет, могу подойди к прищепочкам, могу яблочко сощипнуть, не боясь громкого лая охранника-бегемота, который от любого взмаха руки трусливо отбегает.
Это медведю неизвестно, поэтому китайка стоит неприкосновенной, тогда как за последние года мишка, ставший почти домашним, распробовал и заломал в деревне почти все яблони. Диво, что нынешней осенью не наведался!
Про азарт, с которым мама копает картошку и обязательно в тайне от папы, убежавшего в лес поразмяться на дровах. Накопает, окладёт в ящики во дворе и покажет ему, гордо взвешивая самые пухлые картошины в ладони.
Я тоже взвешиваю, испытывая в этой тяжести сладостное удовольствие и от завершенности вложенного труда, и от предвкушения своего урожая, и от близости времени, не обремененного огородом.
Каким бы ярким не было лето, никто никогда не скажет о нём, мол, затянулось что-то... И осень, и зима, и весна завсегда оказываются в тягость, и если раннему приходу последней мы ещё радуемся, то зима с осенью и наступают-то невпопад!...
И уж если смиряешься с их проявлениями, то знай лови подаренные радости, что каждый год в новинку. Разве не видела я прежде, чтобы вот так же ласкало солнце красные щёки яблок, прогревая их спелость, исходящую по дому дурманом счастья? Не раз! Каждую осень! Но всё кажется, что нынешней и яблоки крупнее, и солнце ласковее...
Забывается минутное счастье, сменяясь одно другим, поэтому не стесняйтесь ловить знакомые ощущения, обновляйте звуки и запахи.
И сочиняйте свои истории, полные приятных воспоминаний, для которых, порой, не нужны слова: лижет пламя прокопченный бочок котелка, трещат поленья...
и бурлит вода, подымаясь со дна шумливыми пузырьками, вовлекая в чайный водоворот брусничный лист и ягоды шиповника.
А если вдруг в ваших историях случаются чудеса, то непременно рассказывайте о них. Разве не чудо, когда гуляя по лесу, рвёшь грибки в ведёрко, собираешь яркие букетики, а потом, решив составить из них натюрморт, оказывается, что в каждой разновидности грибы, как на подбор - выстроились по росту!
Случаются истории, о которых можно бы и промолчать, но я расскажу, чтобы вам не казалось, что всё у меня так просто и идеально выходит на раз)).... Вот таких дублей, когда я за 12 секунд спуска фотоаппарата не успевала принять красивую позу, было несколько...
поэтому, когда я наконец успела, то попала в кадр взмокшая, как мышь! Хорошо, что Ржавый плед такой большой и моего позору не видать))).
Оставайтесь со мной и я с удовольствием поделюсь с вами своими историями, сохранив всё самое прекрасное, что дарит мне природа Вологодчины.
И, кстати, я сдала в печать вторую книгу рассказов, поэтому в конце октября напишу, как её можно будет приобрести. Ещё решилась на то, чтобы выпустить книгу зарисовок о природе со своими фотографиями.... И обдумываю идею альбома, вдохновляющего вязать.
Планов громадьё! Поклонилась... ушла исполнять)).