На днях в Венеции прошла премьера нового фильма Паоло Соррентино «Рука бога», в котором Сервилло (как это часто бывает) исполнил главную роль. Вспоминаем 15 точных высказываний актера о жизни, кино и театральном этикете.
1. О фотосессиях
Я актер, а не фотомодель. Я не могу стоять у стены и, как идиот, изображать мыслителя Родена.
2. О своей сигаре
Я бросил курить пять лет назад. Сигара нужна мне только для того, чтобы крутить ее в руках и иногда, не зажигая, брать в рот. Это успокаивает.
3. О спектакле «Внутренние голоса»
Если спектакль обладает магнетизмом, то он держит зал в напряжении. С «Голосами» Эдуардо Де Филиппо мы объехали уже немало стран. И каждый вечер я замечаю этот переход от смеха к полному отчаянию.
4. Об Эдуардо Де Филиппо
Достоинство – прежде всего. Вот ключ к этому автору.
5. О телефонных звонках в театре
Это проблема повсеместная. Она есть не только в России, но и в Италии, везде. Мне кажется, это очень глупо. Когда я выступал в Болонье и в очередной раз зазвонил телефон, я просто прервал спектакль, об этом даже в прессе писали. На мой взгляд, нужно просто запретить брать в театр телефон.
6. О театре и кино
В театре ответственность за передачу зрителю эмоций, текста, чего угодно несет актер. Все замкнуто на нем, на его игре, он самое главное лицо. Именно от его игры зависит, что испытает зритель во время спектакля. С кино все иначе. Актер может осветить кино своим присутствием, но окончательную ответственность за то, каким будет фильм, все-таки несет режиссер. Театр – это как рисунки на песке: то, что ты создал, сегодня же вечером исчезнет.
7. О подготовке к спектаклю
Какого-то ритуала у меня нет, но я всегда прихожу заранее и часа три до спектакля провожу в театре. Я просто пытаюсь сконцентрироваться.
8. О Паоло Соррентино
Он снял шесть фильмов, четыре – со мной. У нас очень тесный контакт, я часто читаю его сценарии, даже тех фильмов, в которых не буду сниматься. В наших отношениях очень важна взаимная оценка, поддержка. Даже если мы не ужинаем c Паоло каждый вечер, при встрече возникает ощущение, будто расстались только вчера. Мы трижды вместе ездили на Каннский кинофестиваль, сейчас эта история с «Оскаром». Просто жизнь нас крепко связала. Паоло сочетает в себе два уникальных качества. С одной стороны, он прекрасный сценарист, а с другой – может фантастически показать написанное. В центре фильмов Соррентино всегда сильный персонаж, умный и яркий. Как мой герой в «Великой красоте».
9. О Федерико Феллини
Я думаю, что Феллини смотрел на мир с нежностью. В фильмах Феллини отчетливо ощущается послевоенный энтузиазм. Работы Паоло в большинстве своем про упущенные возможности.
10. О красоте
Красота может поразить, как смерть, или нанести рану, которая никогда не затянется.
11. Об интервью
Конечно, мне проще играть на сцене, чем давать интервью. Но я прекрасно понимаю, что это тоже часть профессии, и спокойно к этому отношусь.
12. О русском театре
Для меня находиться в этом театре (МДТ в Санкт-Петербурге. – Прим. GQ) – большое событие. Потому что, во-первых, это театр Льва Додина, которого я очень уважаю. А во-вторых, я так рад вернуться в Россию. Потому что для всех, кто занимается театром, русский театр – это точка отсчета. Его история сплетается с судьбами людей, которые изменили театр и совершили мировую театральную революцию.
13. О Спенсере Трейси
Мой любимый американский актер. Выше всех на голову. Абсолютный самородок.
14. О цензуре
В итальянском театре нет цензуры, потому что политики особенно не заморачиваются на предмет того, что происходит в театре. Они обращают внимание на то, что показывают по телевизору, соответственно, по идее, могут как-то влиять. Но театр в Италии никого не интересует. Скорее, если вы каким-то образом заденете чувства верующих, тогда могут быть какие-то воздействия, могут запретить, но если вы занимаетесь политической сатирой – это никого не трогает.
15. О смысле жизни
В чем смысл жизни? Это вопрос, который всегда актуален. Ответ на этот вопрос – это сама жизнь. Жить. Смысл только в том, чтобы жить.