Найти тему

Маркировка молочной продукции: как подготовиться к ней розничному бизнесу

Основным документом, который определяет перечень отдельных видов молочной продукции, подлежащих обязательной маркировке, является Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 года. А сами правила маркировки молочной продукции заключены в Постановлении Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020 года.

31 мая 2021 года вступили в силу изменения в правила маркировки молочной продукции согласно Постановлению Правительства РФ №843.

Участники оборота, находящиеся в труднодоступных местностях, вправе предоставлять сведения в течение 30 календарных дней по операциям, связанным с отгрузкой, выводом из оборота и возвратам молочной продукции, продажей через контрольно-кассовую технику (ККТ).

Из подгруппы ТНВЭД 2105 00 были исключены продукты, не содержащие молочные белки и жиры, в частности, пищевые и фруктовые льды.

Также установлены две новые даты вывода из оборота молочной продукции через ККТ: для молочной продукции сроком более 40 дней необходимо передавать сведения в государственную систему мониторинга ГИС МТ о выводе из оборота путем розничной продажи с 1 июня 2022 года. Для молочной продукции сроком годности менее 40 дней необходимо передавать сведения в систему ГИС МТ с 20 января 2022 года.

Все фермеры, которые относятся к ИП Глава КФХ, СПК, передают информацию в ГИС МТ о нанесении кодов маркировки, о вводе в оборот и выводе из оборота молочной продукции с 1 декабря 2022 года вне зависимости каналов продаж своей продукции.

Положение об импорте позволяет в течение месяца после запуска определенной подгруппы молочной продукции и ее переходе в обязательную фазу проходить таможенные процедуры без маркировки, в случае если такая продукция была приобретена до даты запрета оборота (1 июня 2021 года – для мороженого и сыров, 1 сентября 2021 года – для товаров с длинными сроками хранения, 1 декабря 2021 года – для товаров с короткими сроками хранения).

Все остатки, произведенные или ввезенные на территорию РФ до даты наступления обязательной маркировки, могут продаваться без кода маркировки до окончания срока годности этой продукции.

Появилась возможность передавать сериализованную на типографии упаковку между УОТ (предприятиями, которые в рамках холдинга, производят одну и ту же упаковку) для производства молочной продукции.

Как работает система прослеживаемости? На первом этапе производитель или импортер наносит цифровой код на каждую потребительскую единицу товара и передает соответствующие сведения в государственную систему мониторинга ГИС МТ. Продукция движется по товаропроводящей цепи и каждый переход права собственности фиксируется в системе маркировки на основании универсальных передаточных документов (УПД), подписанных с двух сторон. Когда продукция поступила в розничную продажу, товар размещается на полке – он доступен для потребителя. С помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК» потребитель вправе узнать исчерпывающую информацию о товаре, он сканирует код и сверяет данные на этикетке и в системе Честный ЗНАК. Через контрольно-кассовую технику происходит выбытие товара, ему присваивается статус «код вышел из оборота» в ГИС МТ.

Если розничный магазин самостоятельно разделил головку сыра на куски для продажи покупателям, маркировка таких кусков не требуется. По причине того, что код маркировки на фасовке будет отсутствовать, вывод из оборота происходит не через онлайн-кассу, а путем передачи данных в «Честный ЗНАК» через параметр «Продажа на развес» в течение трех дней после первого разделения сыра на части.

Код маркировки наносится на потребительскую упаковку несколькими способами:

  • Типографский способ (производителю достаточно заказать в типографии печать упаковки с преднанесением цифрового кода);
  • Прямое нанесение (с помощью дополнительного оборудования – термотрансферных принтеров – осуществляется печать этикеток, которые содержат цифровой код);
  • Этикетирование (предполагает нанесение кода на специальный стикер с последующей аппликацией его на потребительскую упаковку).

За счет интеграции с системой ФГИС «Меркурий» небольшие производители могут работать через «единое окно» на базе интерфейса системы Честный ЗНАК: при вводе в оборот указывается взаимосвязь каждого конкретного кода маркировки и ветеринарно-сопроводительных документов. Бизнес-операции двух систем предполагают не только заказ кодов маркировки с последующей подачей сведений о их нанесении в систему ГИС МТ, но и работу с ветеринарно-сопроводительными документами (оформление, работа с входящими поставками, управление складским журналом, проведение инвентаризаций).

Обязательный атрибут карточки товара в Национальной каталоге маркируемых товаров – признак подконтрольности Ветнадзору (участник оборота указывает в карточке товара «подлежит/не подлежит Ветнадзору»). В соответствии с этим признаком система ГИС МТ будет требовать дополнительные атрибуты для системы ВетИС при регистрации списка наименований продукции. Сведения о новой продукции будут представлены сразу в двух системах.

Как правильно подготовиться к маркировке молочной продукции розничному магазину? Во-первых, оформить усиленную квалифицированную подпись (УКЭП) на имя генерального директора. Во-вторых, необходимо использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) и фискальный накопитель, которые включены в реестр под требования работы с маркированным товаром. В-третьих, настроить 2D сканер, чтобы он бегло «читал» код Data Matrix. И, наконец, приобрести принтер этикеток и терминал сбора данных (ТСД).

Источник: https://www.ovc.ru/