Найти тему

Почему АТАКА ТИТАНОВ - идейный продолжатель ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН

"Тридцать шесть драматических ситуаций" - литературный труд, в котором один умнейший дяденька своего столетия сказал, что в любом произведении мы встретим один из тридцати шести сюжетов и ничего больше.

Одним словом, Жорж Польти заявил, что всё то многообразие идей, которые мы встречаем в литературе, театре, а в последствии выяснилось, что и в кино тоже, это не апофеоз бескрайнего человеческого воображения, а всего лишь тридцать шесть ограниченных сюжетов.

Как-нибудь устройте игру - возьмите в пример то или иное произведение и попробуйте доказать, что его основная проблематика не вписывается в один из тридцати шести роковых пунктов (спойлер - у вас не получится).

Сюжет не уникальная система, именно поэтому мы часто замечаем своим натренированным зрительским взглядом преследующую нас закономерность - некоторые сюжеты один в один повторяются даже там, где жанровая специфика не позволила бы случиться повторению.

Например, аниме "Атака титанов" и культовая франшиза "Звездных войн".

Рассмотрим их схожие сюжетные решения.

1. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ - ЭТО ТРОИЦА ИЗБРАННЫХ ДРУЗЕЙ. ЭНАКИН И ЭРЕН КАК СЮЖЕТНЫЕ БРАТЬЯ

Энакин - молодой юноша, который с самого детства задумывался о смысле жизни и устройстве их мира. Тот, кто по словам джедаев, был избранным. Девиз позднего Энакина - цель оправдывает средства. Целью нашего джедая на протяжении всех трёх фильмов была защита друзей и любимой боевой подруги, но то, какую сторону он выбрал, заботясь о близких и желая изменить несправедливый мир, заслуживает отдельного разговора.

Эрен - молодой юноша, который с самого детства задумывался о... поняли логику? В проблематике двух главных героев стоит одна и та же идея - самопожертвование во имя идеала и близких людей. Оба героя стали жертвами того или иного заговора - в случае с Эреном сначала он был инструментом в руках отца, решившего его судьбу, но позже, когда нам раскрыли все карты, Эрен стал жертвой своих же решений.

Энакина с самого начала искусил Палпатин, обещая ему несравненную мощь и власть, с помощью которых наш герой сможет принести миру справедливость и защитить своих друзей.

Оба героя относятся к одному и то му же виду персонажей - рвущиеся в бой, альтруистичные, любопытные, с обострённым чувством справедливости. Эрен в течение первых сезонов так стремился вырваться из стен, ограждающих его от реального мира, ровно как и Энакин, мечтающий покинуть Татуин.

Подводя итог, они продолжают идеи друг друга, потому что:

1. Оба с самого начала предстали перед зрителем, как мечтатели, думающие наперёд и отличающиеся от сверстников;

2. Их принципы идентичны. Оба готовы устроить резню ради близких и оба максимально свободолюбивы;

3. Оба имеют интрижку с боевой подругой, водящейся в их компании трёх избранных друзей;

4. Оба подверглись влиянию из вне, из-за чего их принципы вылились в радикализм;

5. И наконец-то, оба стали злодеями и худшим кошмаром для собственных Вселенных. Имя Дарт Вейдера боялись произносить, а имя Эрена стало равнозначным самому страшному злу.

Ну и не будем забывать о странном отношении героев к песку - Энакину он не нравится, а Эрен несколько сезонов скакал к песчаному берегу моря, чтобы тыкнуть пальцем в горизонт.

2. ПАДМЕ И МИКАСА - СЮЖЕТНЫЕ СЁСТРЫ

Микаса - последняя представительница рода, который за стенами является королевским и имеет большую власть. Другими словами, Микаса и Падме - титулованные героини. Разница в том, что Падме титулована официально, а Микаса является частью рода, который изгнали из-за страха перед его властью и силой.

Но, так или иначе, обе героини являют собой королевскую избранность.

Как многие могли догадаться, основная схожесть героинь кроится в их чувствах к главным героям историй. Сразу сделаю оговорку - их чувства не определяют героинь в целом и не делают их характер. И без чувств две героини составляют отличный набор персонажа, за которым интересно наблюдать. Падме - всесторонне развитая, умная, ловкая и умеющая постоять за себя девушка, умеющая справляться с властью в руках и быть справедливой королевой. Микаса - лучшее, что случалось с разведкорпусом, она твёрдо уверена в собственных принципах и готова отдать жизнь за друзей.

Однако им не повезло влюбиться в главных героев. И обе эти любви не строятся на классическом понимании этого сложного чувства.

Нам показывают особый вид любви, а именно - невинную и высшую любовь. Так называемый сюжет препятствия любви, когда чувство настолько сильно, что оно либо не показывается вовсе, либо показывается, но с определёнными проблемами, когда герои по каким-либо причинам не могут быть вместе.

-2

Для Микасы препятствие их глубокого чувства - узы семьи. Ни она, ни он не могли преодолеть узы некровных брата и сестры, но для Микасы было достаточно и этого, ведь Эрен в любом случае всегда остался бы для неё самым близким человек, последним живым человеком, которого она могла бы назвать своей семьёй.

Для Падме препятствием любви выступало лишь чувство долга. Препятствие не дожали, так как влюблённые в будущем обзавелись даже детьми, но оно всё же есть.

-3

3. ОБИ-ВАН И АРМИН

Сравнивать Оби-Вана и Армина намного сложнее, так как у них особо не разгуляешься, анализируя точки соприкосновения в характере, однако это всё же возможно.

Армин - неуверенный в себе, но способный к наукам и искусству стратегии, умеющий адаптироваться в стрессовой ситуации, являющийся мозгом команды.

Оби-Ван - всё то же самое, исключая неуверенность. Как подобает истинному лидеру, Кеноби может, не колебаясь, принять верное решение и повести за собой людей либо в бар отсчитывать наркоманов, либо на войну.

Справедливости ради, повзрослевший Армин в последних сезонах прошёл трансформацию принятия своей слабости. Чем дальше героев ведёт сюжет, тем лучше Армин проявляет хладнокровие и лидерство, как ему завещал Эрвин (помним, что за Кеноби, как и за Армином, тоже стоял когда-то легендарный командир, который перед смертью отдал бразды правления своему ученику и умер со спокойствием, зная, что ученик превзойдёт его и поведёт мир в нужном направлении).

-4

4. ЛЮК И ЭРЕН, ЛЕЯ И МИКАСА

Рассуждать о троице сиквелов, конечно, интересно, но не будем забывать о некоторых персонажах классической команды любимых героев.

Давайте сразу без ненужного введения укажем на самую очевидную вещь - да, Люк, как и Эрен, имел определённые виды на свою боевую подругу, статус которой по отношению к герою был закреплён званием сестры. Узнали? Согласны?

Подведём итоги.

Проблематика персонажей рассматриваемых историй схожа, местами даже слишком. От проблематики персонажей напрямую зависит основная мысль произведения, которую герои пронесли от начала до конца, и основные темы, поднимающиеся в течение всего произведения.

Возможно, из-за схожести героев, мы можем говорить, что и в "Атаке титанов", и в "Звездных войнах" соседствуют одинакового рода идеи.

Истории ни в коем случае не копируют друг друга, мы уже с вами выяснили, что количество возможных сюжетов ограничено, и то, что два данных произведения пользуются одинаковыми тропами, не означает, что они одинаковы в своей сущности.

Обе истории о том, как выбор и принципы одного избранного человека могут повлиять на мир. О взаимоотношениях в команде близких друзей, о самопожертвовании ради любимых и их защите всеми средствами. Об искушении и обмане.

В "Атаке титанов" и "Звездных войнах" очень много слоёв смысла и идей, которым можно посвящать множество статьей. Я постаралась затронуть самые очевидные сходства между персонажами, которые, на мой взгляд, идейно продолжают друг друга и объединяют две истории, которые, казалось бы, не имеют ничего общего.

Чаще присматривайтесь к воплощению одних и тех же сюжетов в разных сеттингах и, возможно, вы откроете для что-нибудь новое о героях. Спасибо за прочтение!