Людмила привезла меня домой из больницы. Почти тут же примчался мой двоюродный брат. Привез бутылку водки, заставил выпить. Меня это действительно немного расслабило. Потом поехал на вокзал встречать сестру.
Начало цикла рассказов "Кулёк" тут.
Предыдущая часть здесь.
Я была не одна. На мое горе откликнулись близкие и друзья-однокурсники. Брат помог деньгами. Он провез нас сестрой по всем этапам оформления документов и организации похорон. Я была в полуневменяемом состоянии от горя.
Однокурсницы помогли организовать поминки и накрыть стол. На похороны приехали мамины московские подруги. Они особенно были рады, что удалось заказать отпевание в Донском монастыре.
Я стояла в Храме на службе и смотрела на свою любимочку, лежащую в гробу. Страшно не было. Мамино лицо не выглядело мертвым. Она, как будто уснула, с безмятежным умиротворением. После отпевания на душе стало легче и мне.
Мы все загрузились в автобус ритуальной службы и покатили на место захоронения. Удивительно, но глядя на крышку закрытого гроба, я видела приплясывающую на ней маму. Она словно вновь подбадривала меня, улыбаясь и давая понять, что смерти нет.
Может быть, это были мои фантазии. Но, я впоследствии часто видела своих ушедших в иной мир родственников, особенно в трудные минуты. Не подумайте, что я чокнутая. Но, я это действительно чувствую.
Кладбище оказалось совсем новым. И ряды могил были в ровном чистом поле, еще не заросшим деревьями. Прощаясь, меня вновь стали душить рыдания. Но, изменить что-то было уже невозможно.
Когда закопали могилу и все, немного постояв, потянулись на выход, я заметила чуть в стороне сынулю. Он сидел на камушке, отвернувшись и тихо плакал. Он, как мальчишка, все дни перед похоронами держался, не подавал вида, что очень переживает. Но, тут не выдержал. Он потерял свою любимую бабу Фипу, лучшего друга и хранителя его тайн.
Поминки справляли в нашей маленькой комнате. Все поместились за столом. Как и раньше, когда удавалось бурно и весело праздновать мои дни рождения. В тесноте, да не в обиде.
Смерть мамы потрясла и соседку по коммуналке Ондатру. Она бегала по квартире, что-то помогала делать, словно раскаивалась в своих прежних военных выпадах в нашу сторону. Кстати, с тех пор она навсегда прекратила войну. И даже со мной задружилась.
Помянули маму и на девятый день, и на сороковой. Все эти дни я чувствовала ее присутствие, а после сороковин ощутила, что ее душа улетает высоко на небо.
Удивительное дело, но мама не дожила всего один день до своего 65-летия. Совпадением было и то, что она родилась на Троицу и умерла перед этим же праздником, хотя по церковному календарю он переходящий, как и Пасха.
По церковным канонам в дни от Пасхи до Троицы в Храмах открыты Царские врата. И считается, что души умерших попадают сразу в рай. И еще я где-то читала, что если человек умирает близко к своему дню рождения, то значит, завершает свой земной путь по воле Божьей.
Надо смиряться, когда твоего близкого человека забирает Боженька. Хотя это очень трудно. В чине отпевания есть такие слова: «По себе плачете вы». И действительно, мы по своему эгоизму не хотим отпускать того, кто нам дорог.
Я много думала все дни до сороковин. Почему мама умерла? И есть ли в этом моя вина? В заключении о смерти значилось, что у мамы оторвался тромб. И я тогда вспомнила, что самый первый, вышедший ко мне врач в реанимации, предположил, что пациентка попала к ним возможно именно из-за тромба, но в том состоянии ей невозможно было провести диагностику.
А я, ослепленная своей радостью о ее «воскрешении» и погрузившаяся полностью в хлопоты по ее реабилитации, совсем об этом забыла. А могла бы напомнить лечащим врачам и настоять на диагностике.
Почему врач в Первой Градской больнице, куда мы попали с жалобами на боли в сердце, попросила меня привезти предыдущую кардиограмму? Какие она сделала выводы? Какую капельницу сделали маме, от чего она была красная, как рак? Может быть, это сдвинуло тромб, и он пошел передвигаться по сосудам и дошел до легочной артерии? Возможно, этому поспособствовало падение мамы с кровати? Это были вопросы, на которые у меня не было ответов. И надо было жить дальше.
После похорон у меня стало побаливать сердце. Я как-то случайно поделилась этим с двоюродным братом.
- Надо мне, наверное, сходить к врачам, - предположила я.
- Давай-ка лучше бери в охапку Боряна и езжайте на море, - сделал мне брат встречное предложение, - Отдохнёте, а потом уж по врачам, если понадобится.
…
Продолжение тут. Ваши лайки и комментарии помогают каналу развиваться.
Навигатор по каналу «КУЛЁК» ссылки тут.
Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал. До встречи!
Кого интересует, с чего все началось, читайте мои рассказы из цикла "Записки театрального ребенка" тут.
Для более серьезного и несерьезного чтива цикл рассказов "Обезьянообразные" тут.