Где находится Поронубури, кто такой Пасе камуй, и как распознать и обезвредить минтуци?
Если вы не знаете ответы на эти вопросы, значит, самое время звонить в культурно-туристический центр (КТЦ) Южно-Сахалинска и записываться на экскурсию, которая примерно раз в месяц отправляется на останец Лягушку. Почему именно туда? Да потому, что маршрут этот проходит по самым удивительным, а порой и мистическим местам южного Сахалина, крепко-накрепко связанным с культурой и легендами айнов – одного из самых древних и загадочных этносов на земле.
Название экскурсии - «Руслами Киминая». Ее проводит заведующий отделом организации мероприятий и экскурсионного обслуживания КТЦ Андрей Кафкан. Причем делает это необычно: появляется в экскурсионном автобусе в традиционном айнском наряде, держа в руках шест с тотемным медвежьим черепом, а на вершине Лягушки камлает с настоящим бубном. Но это, как говорится, внешние эффекты. Главное то, о чем и как рассказывает Андрей, демонстрируя путешественникам глубокие знания мифов, легенд, традиций и обычаев коренных народов севера, издревле живущих на Сахалине.
Намедни здоровое любопытство позвало в дорогу и меня. Пройдя руслами Киминая, я вернулась домой, переполненная самыми положительными эмоциями и впечатлениями, которыми с удовольствием делюсь с читателями газеты «Южно-Сахалинск сегодня».
Эпизод первый. Старт
Выезжаем с площади Ленина. Большой автобус полон, свободных мест нет. Появляется экскурсовод Андрей в халате, украшенном национальным орнаментом. Рядом ассистент - хрупкая девушка Татьяна, тоже в национальной одежде и с характерным макияжем губ, имитирующим традиционную татуировку айнских женщин. Проезжая по городу, слушаем первую историю, повествующую о седой старине...
...Когда-то в незапамятные времена в Сусунайской долине, где сейчас раскинулся Южно-Сахалинск, шумела густая тайга. Здешние обитатели айны прозвали это место Хасэкуси, что означает «лес, где приходится прорываться сквозь деревья». Жили айны в поселениях с названиями Кой и Экураки. Сейчас это планировочные районы Лиственничное и Луговое. В каждом поселении проживало по 2-3 семьи, и по тогдашним меркам они считались большими, что вполне объяснимо: айны – охотники и собиратели, и им сложно было прокормить крупную общину. Поэтому, если количество поселян становилось критическим, сыновья забирали своих жен и детей и уходили жить в другое место...
Эпизод второй. Весточка
Подъезжаем к Весточке. Андрей обращает наше внимание на Майорский массив Сусунайского хребта. Имя свое он получил благодаря горе Майорской, названной так в честь помощника начальника острова Сахалин, майора Федора Депрерадовича. Айны же называли ее Поронубури – Большая гора. В этих местах несет свои воды река Комиссаровка, которую в народе прозвали Айичкой, по имени айнской девушки. Айнское название реки – Киминай, что переводится как «горная река». Где-то рядом с Весточкой во времена Карафуто находилось одноименное селение, от которого ничего не осталось.
Что касается Весточки, поселок появился на карте Сахалина более 40 лет назад и был построен для сотрудников передающего радиоцентра. Его уже давно нет, а Весточка, сменив статус, стала жилым кварталом и снискала репутацию мистического места силы, где и машины с выключенным двигателем едут по склону снизу вверх, и тучи можно разогнать руками.
А еще недалеко от Весточки расположился останец Лягушка – цель нашей экспедиции. К нему мы и направляемся, сделав первую остановку на Солнечной поляне. Еще несколько лет назад это было неопрятное, неухоженное место, но сейчас все иначе: красивые беседки, цивилизованные туалеты, порядок и гармония...
...Айны представляли мироздание так: есть земля, где живут люди, подземный мир и небеса - обиталище божеств. Небеса состоят из шести уровней. На самом верху живет творец всего сущего, который именуется Пасе камуй. Он создал этот мир, а управлять им поручил божествам, населяющим небеса. Айны считали, что горы – это и есть нижние уровни небес, поэтому и Лягушку почитали как священное место. А еще верили, что камни, скатившись с горных вершин, сохраняют свои божественные свойства. Один такой камень лежит по дороге на Лягушку. Молва гласит, что если посидеть на нем и загадать желание, оно обязательно исполнится...
Эпизод третий. Подъем на Лягушку
Около 10 лет назад подниматься на останец было сложно. Приходилось прыгать по скользким валунам Айички-Киминая и судорожно цепляться за ветки деревьев на крутых склонах горы Горбунова. Теперь тропа идет по другому маршруту, ведущему на правое плечо горы, где, собственно, и находится останец. Она обустроена деревянными тротуарами, мостками, а крутой подъем оборудован страховочными канатами. Красота! Единственная опасность – коварные минтуци...
...По древним преданиям, реки и болота на юге Сахалина населяют духи водяной стихии – минтуци. Эти существа могут принимать вид человека, но айны придумали способ, как их распознать. Сила Минтуци в воде, поэтому, выходя на сушу, они заполняют ею полость в голове. Если приветствовать минтуци поклоном, он обязательно поклонится в ответ, вода выльется, и дух потеряет свою силу. Айны считали, что минтуци – разносчики оспы. У нее был небесный покровитель – злое и беспощадное божество Вэнкамуй. С ним должен был сразиться айну Аийона, но не рискнул подниматься в небеса, а отправил туда 30 кукол, сделанных из тканей, веток и травы. 29 кукол погибли в неравной схватке, и только последняя смогла победить Вэнкамуя. А остальные, заразившись оспой, попадали с небес в болота и превратились в минтуци. С тех пор айны считают болота поганым местом...
Эпизод четвертый. На спине у Лягушки
Кульминация экскурсии – останец! Нам повезло, день был чудесным, солнечным и не жарким. Спина знаменитой Лягушки на ощупь бархатная, теплая, так и тянет прилечь! И действительно, останец, состоящий из нескольких скал, напоминает формой сидящую амфибию. Когда-то это был скальный массив, но ветер, солнце, вода и мороз делали свое дело - каменная твердь разрушалась и становилась все ниже. Такой процесс в геологии называется денудацией. Однако у айнов своя версия появления Лягушки...
...Жили три сестры. Однажды они нашли в лесу брошенного ребенка и взяли его себе. Спустя время оказалось, что это и не ребенок вовсе, а злой дух! Чтобы избавиться от него, сестры развели огромный костер, бросили в него ребенка и убежали в лес. Но одна из них вспомнила, что забыла дома бусы. Вернулась и увидела, что дух жив-здоров и щеголяет в ее бусах! Девица превратилась в паучиху, спустилась на паутине в дом, схватила украшение и бросилась наутек. Дух, призвав в помощники компанию нечисти, помчался за ней. В итоге сестры добежали до реки, и старшая, вырвав у себя зуб, бросила его в воду. Он превратился в огромную скалу, которая покатилась и задавила злых духов. По преданиям, эта скала и есть Лягушка...
Эпизод пятый. Возвращение
И вот мы уже в автобусе. Экскурсия «Руслами Киминая» подходит к концу. Длилась она всего около четырех часов, но положительных эмоций, испытанных на маршруте, хватит надолго. Что касается меня, главным приобретением лично для себя считаю интереснейшую информацию, которой щедро поделился с нами автор-разработчик экскурсии Андрей Кафкан.
Издательский дом "Южно-Сахалинск сегодня"
Корреспондент Юлия ВЯТРЖИК