Найти в Дзене
ИА Хакасия

Актеры Русской драмы в Абакане разоблачили йогу и ЗОЖ

Фото: 19rus.info
Фото: 19rus.info

Во дворе драмтеатра царил легкий хаос. Перед подмостками на большом цветастом ковре лежали подушки. Пришедшие на первую встречу Лермонтоff.клуба в этом году искали места поудобнее, солнце постепенно уползало за горизонт, но все еще жалило глаз. 8 сентября Русский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова предложил зрителям узнать чуть больше о йоге и первую читку в новом сезоне посвятил не совсем обычной современной пьесе. Как все проходило и о чем рассказывает произведение американского автора Дипики Гуха, узнала корреспондент 19rus.info Светлана Стафиевская.

Читка пьесы - это всегда волнительное зрелище, немножко зелёная, не вызревшая постановка. Оттого это и читка, чтение пьесы по ролям. Актёры как бы примеряют на себя образы и вживаются в роль.

Приходящие на такую пробу зрители первыми узнают, о чем будет спектакль, прежде, чем появятся костюмы, декорации и начнутся полноценные репетиции.

Однако эту пьесу Русская драма в Абакане не планировала ставить. Тогда зачем все это, спросит читатель. Просто это новая форма и способ познакомить зрителя с современной драматургией, иногда резкой и радикальной в отличие от классических произведений. Формат встреч Лермонтоff.клуба как раз предполагает знакомство со свеженькими мало известными пьесами, о которых обыватель, возможно, никогда бы и не узнал, не вытащи этот текст завлиты на свет.

Прошедшая под открытым небом читка пьесы Дипики Гуха «Кое-кто про йогу» - интерактивный эксперимент с вовлечением зрителя в события. Не зря же гостей предупредили прихватить с собой коврик для йоги.

Наблюдателей будто специально усадили напротив яркого сентябрьского солнца. Как выяснилось позднее, действительно расположение зрительских мест выбрано не случайно.

Здесь вообще нет ничего случайного. И хотя 77 страниц авторского текста Дипики Гуха изрядно порезали, чтобы не слишком утомить театралов, вышло полтора часа полноценной тренировки зрительского внимания. Всё как в настоящей практике йоги.

Чтобы лучше отыграть читку актерам пришлось погрузиться в тему в прямом смысле. То есть, что такое йога они теперь знают не понаслышке. Практиковали и изучали матчасть, прежде чем встать в позу «дерева».

По началу очень сложно понять, о чем вообще сюжет и кто эти люди, но постепенно, следуя за репликами, втягиваешься в игру и незаметно достигаешь финала.

Чем-то это напоминает процесс медитации, когда в самом начале практики необходимо сконцентрироваться или на дыхании, или на мантре. Автор будто намеренно испытывает своими сюжетными линиями внимание зрителя. И в то же самое время драматург будто намекает, что этот путь от начала и до конца нужно пройти с ее героями, нельзя сдаваться на полпути.

Говорят, что цель искусства - это менять человека в лучшую сторону. В каком-то смысле йога тоже преследует эту цель, если подходить к ней не только как к физической зарядке, а как к более обширному философскому понятию.

Увы, за годы коммерциализации йога все чаще утрачивает свой первоначальный смысл. Например, священное писание Бхагавадгита называет йогой волшебство и уравновешенность, а не то, что толкают в массы современные коучи и гуру. Фразы, типа «Давайте подышим», медитация без какой-либо базы о духовной практике, позы ради самих поз сводят на нет исторически сложившуюся богатую культуру йоги.

Любопытно, но только на утро после читки, начинаешь осознавать, что увиденное накануне меняет твое вчерашнее представление о сумбурном тексте. Новый генеральный директор корпорации «Джоджомон» Джоанна, которая производит одежду для йоги, уже не воспринимается просто как руководитель. Она выступает, как непослушное сознание, а ее подчиненные — это мелькающие туда-сюда мысли, которые как-то нужно привести в порядок и уравновесить.

В целом же постановка оставляет четко проявившееся послевкусие о двуличности мира, в котором фитнес-няшки, ЗОЖники, хипстеры, пытаются изо всех натянуть на себя маску почти идеальных людей. Но в какой-то момент маски сползают, оголяя не приукрашенные фильтрами личины.

Чтобы практиковать йогу, вам не нужен дорогущий коврик и такие же штаны, говорит автор пьесы. Нужно всего лишь прислушаться к себе. Иногда, чтобы понять суть простых вещей, разобраться в себе, необходимо оказаться в сложных обстоятельствах или побыть одному.

Удивительно, но кто-то приходит к этому сам, кто-то идет в театр, а кому-то помогает йога.

Очевидно, что выбор есть всегда. В этом плане искусство с его многообразием выразительных форм и идей напоминает нам, что меняться никогда не поздно.