В начале сентября 31-летний священник из Чебоксарской епархии Роман Степанов выпустил видеообращение, в котором призвал патриарха Кирилла и всех клириков РПЦ публично декларировать свои доходы и имущество. 6 сентября его запретили. Чего же хочет Роман Степанов?
6 сентября митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий подписал указ, по которому Романа Степанова запретили в служении до рассмотрения дела церковным судом, который состоится до декабря текущего года.
В указе Савватий обвиняет Степанова в наркозависимости и в блудном сожительстве с другой женщине, из-за чего настоящая жена бежала от Степанова. Все эти деяния несовместимы со священнослужением. Однако Савватий оказался настолько милосердным, что дал еще один шанс Степанову, чтобы тот помогал другим наркозависимым в борьбе за свою душу.
Также Степанов обвиняется в желании сформировать "клиентскую базу пострадавших" для своей общественной правозащитной деятельности, и в желании увеличения числа подписчиков в социальных сетях с целью последующей монетизации своей публичной деятельности. По мнению Савватия, данные причины побудили Степанова вернуться к священству после семейного кризиса.
Кто такой Степанов и чего он хочет
Журналисты с радио "Эхо Москвы" уже успели побеседовать с Романом Степановым. Им Роман сказал, что до 7 сентября он был настоятелем Храма блаженной Ксении Петербургской в городе Новочебоксарск. Этот храм он построил вместе со своим приходом, который он сам же создал.
Долгое время ему приходилось "забалтывать и оправдывать имущественные вопросы церковных иерархов". Руководство РПЦ их обучило отвечать на это словами, что иерархам дорогие вещи положены по статусу. На конференциях их принуждают восхвалять патриарха Кирилла в социальных сетях и оправдывать его имущество. "В этом нет искренности и нет подлинности" - говорит Степанов.
Степанов служил священником 6 лет. Сначала обучался в Казанской духовной семинарии, откуда его выгнали из-за гомо-лобби, потому что Степанов защищал пострадавших семинаристов, ибо сам подвергся этому в 5-летнем возрасте, став жертвой уличных преступников.
Затем его перевели в Московскую духовную академию. После Москвы стал служить в Новочебоксарске. Так вышло, что игумен Кирилл (Илюхин), который взял силой многих знакомых Романа Степанова, до сих пор служит. А сам Роман запрещен в служении. Вот такие парадоксы РПЦ.
Степанов утверждает, что до его выступления митрополит Савватий не запрещал ему выступать с такими заявлениями, он даже поддержал и благословил его в этом. Затем Степанов узнал, что ему из патриархии позвонил Владимир Легойда, главный по информационной политике РПЦ, и дал указание найти причины для запрета в служении.
Ответ на обвинения из указа митрополита
Роман Степанов не отрицает обвинений, что он был наркозависимым и имел связь с другой женщиной, от которой у него родилась дочь. За это Степанов понес наказание в 2019 году, был запрещен в служении. Он просил снять с него сан, ибо недостоин. Однако в епархии Степанову предложили вернуться обратно и заняться "окормлением зависимых", что он и сделал, создав специальную группу по реабилитации.
С момента последнего употребления Степановым тяжелых веществ прошло 15 месяцев.
Как был записан "манифест"
"Манифест" Роман Степанов не готовил. До создания видеозаписи к нему в храм пришел человек и расспрашивал по поводу роскоши и имущества епископов. Поэтому он решил высказаться публично.
Степанов считает, что не нужно руководствоваться принципом "не выносить сор из избы". Наоборот, если его не выносить, если не делать деятельность РПЦ прозрачной, то люди все больше будут уходить из церкви.
По мнению Степанова, никаких денег у церкви нет, по аналогии с государством, потому что эти деньги являются пожертвованиями прихожан, и они должны знать, куда и на что уходят их деньги. Поэтому экономика церкви должна быть прозрачной.
Ответ Владимира Легойды на "манифест"
Владимир Легойда, которого я упоминал выше, написал в своем телеграм-канале о случившейся ситуации следующее:
Проблема корыстолюбия, о которой вышеуказанный священник говорил в своём обращении, не нова, и существует в жизни Церкви еще с апостольских времен, и странно было бы ее решать не путем внутрицерковного обсуждения, исповеди и покаяния, а в рамках общения со СМИ. В Церкви созданы и работают механизмы обсуждения и решения подобных проблем; в частности - Межсоборное присутствие.
Также Легойда добавил, что он общался с митрополитом Савватием, но уже после указа о запрещении в служении Степанова.
Что думаете по этому поводу? Должна ли церковь быть прозрачной и должна ли она пресекать попытки публичной критики со стороны служителей РПЦ?