Животными занимаются в двух случаях - от большой к ним любви или от безысходности. Феодосий Никитин (Владимир Меньшов) относится к тем, кто по любви. А его жена, Людмила (Ирина Муравьева), работала дояркой отнюдь не по великой склонности, поэтому, как только появилась возможность, ушла. И устроилась директором мебельного магазина.
Представляю лирическую комедию с экзистенциальным уклоном. Можно, конечно, сказать, что с сатирическим, но нет: тема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Итак, есть две семьи - городская и сельская. Никитины, как уже было понятно из преамбулы, сельчане. Феодосий - простой мужик, любящий своё село самозабвенно. Ему тут всё замечательно - и семья-дети (пацаны-близняшки), и работа (плотник), и природа, и животные. Ну, жена только немного с глузду съехала, всё ей городская жизнь покоя не даёт, но не так, чтобы очень.
А жене городская жизнь действительно покоя не даёт. Ей хочется, чтоб всё было чисто, культурно, чтоб дети развивались, а не просто коровам хвосты крутили, сидя по уши в навозе. Не вижу в этом ничего плохого и не понимаю комментаторов, обзывающих героиню "сельской дурочкой" и т.п. Нормальная женщина. Энергичная, хозяйственная, интересная. А то, что не согласна дояркой работать, ну так и что в этом плохого? Каждый имеет право выбирать профессию по душе, и пробивной экстравертной Людмиле работать надо именно что на руководящей должности, с людьми.
Вторая семья живёт в городе. Валериан (Валентин Гафт) - скрипач. Так себе скрипач, не солист и "даже не имеет собственной афиши". Он человек мягкий, интеллигентный и определенно похож на Феодосия: спокойствием своим, умением довольствоваться тем, что есть (потому что ему в этом имеющемся хорошо и комфортно).
Жене его, Изольде (Екатерина Васильева), такая "пыльная" жизнь обрыдла. Она так-то классный автомеханик, но пошла работать делопроизводителем в филармонию, чтобы тюхтю-мужа, не имеющего амбиций, подтолкнуть, направить на карьерный рост. Не получилось. И сейчас она пытается сподвигнуть мужа хоть на что-то. Например, достать мебельный гарнитур "Кристина", который просто так в магазине не продается, даже по записи, а найти его можно только в сельской местности, если познакомиться с директором сельского мебельного.
Ну, вы поняли, да? Валериан, подстёгнутый женой, отправляется туда, где могут "водиться" нужные люди, а Людмила как раз в это время приезжает на склад. Валериан - совсем не пикапер, Людмиле совсем не нужно знакомиться с левым мужиком, однако волшебное слово "филармония" меняет дело. И вот уже скрипач везёт Никитину домой, а по дороге они ведут светскую беседу, а дома у Никитиных Валериан проводит первый урок музыки для близнецов Людмилы и Феодосия.
Дальше - больше: Людмила приглашает скрипача пожить у них (как на даче, не подумайте ничего плохого) - всё лучше, чем к ребятишкам из города ездить, да и воздух свежий. Валериан перед женой изображает огромное нежелание, но вожделенный гарнитур "Кристина" уже практически в руках, поэтому Изольда, хоть и чует неладное, но мужа отпускает. Скрипачу же действительно хочется сюда, где свежий воздух, уважительное отношение, вкусная еда и совсем другая жизнь. В которой им восхищаются, а не унижают и не пилят.
Разумеется, решение жены не нравится Феодосию. Нет, дело тут совсем не в ревности, просто мужчине претит это "окультуривание" семьи и пространства, он не понимает - зачем это надо, ему замечательно жилось, и он скучает по тем временам, когда Людмила была дояркой, и когда с ней днями напролёт можно было говорить о коровах.
Фильм имеет явную сатирическую подоплёку, но режиссёр (Владимир Попков) не стал педалировать сатиру и превращать её в самоцель, строго наоборот - он и актёров взял многогранных, обаятельных, способных сыграть людей глубоких, у каждого из которых есть по боль по несбывшейся мечте, но, одновременно, и забота о близком человеке. Да, порой эта забота приобретает формы пилежа или воспринимается как издевательство, но они ведь просто люди, а не психологи. Они не умеют выразить свои чувства.
Но очень хотят этому научиться. В конце концов, каждый из них желает счастья другому, нет ни в ком эгоизма...
Еще о фильмах с участием Владимира Меньшова
Владимир Меньшов - начало (семидесятые)