Сегодня свой день рождения празднует Кирилл Серебренников — режиссеру и бывшему руководителю «Гоголь-центра» исполняется 52 года. Серебренников широко известен как мастер провокационного реализма в кино и театре. А еще он желанный гость главных кинофестивалей мира и автор с уникальным почерком. Ко дню рождения мастера и предстоящему выходу в прокат его новой картины вспоминаем 5 лучших работ режиссера.
«Дневник убийцы»
«Пробой пера» в сериальной индустрии для Серебренникова стал проект «Дневник убийцы». Эту работу режиссер снял в 2002-м и собрал в нем все то, что на тот момент совсем не ассоциировалось у людей с понятием «русского сериала».
Прежде всего в своем детективе Серебренников использовал прием параллельного повествования и соединил сразу два очень непохожих, тем не менее связанных между собой сюжета. Первый — о студентах-выпускниках, которые столкнулись с рядом жестоких преступлений в наши дни, второй — о студенте Николае Воинове, который в своем дневнике описывает события периода революции 1917 года.
«Дневник убийцы» — не просто криминальная драма, но история с философскими мотивами и тонкими интеллектуальными линиями, которые сохраняют ее актуальность и в наши дни. Несмотря на то что сериал снят почти 20 лет назад и какие-то киноприемы давно устарели, по зрелищности и продуманности интриги он точно не уступает многим современным работам. Кроме того, «Дневник убийцы» показал, что и в сериале есть место нестандартной операторской работе, многоуровневому сюжету и продуманным героям.
«Изображая жертву»
Эта картина стала одной из первых, после которой о Серебренникове заговорили как о кинорежиссере со своим взглядом. «Изображая жертву» — фильм о парне Вале, который зарабатывает на жизнь тем, что изображает жертву во время следственных экспериментов. Драматичная история о немного сумасшедшем человеке, который разбирается в устройстве мира намного больше других, но вместе с тем совершенно не понимает, как разобраться с собственной жизнью.
В довольно нервном повествовании Серебренников воплотил гоголевский принцип «смех сквозь слезы» — картина о трагичности бытия получилась уморительно смешной благодаря чисто русскому и отчасти черному юмору.
Необычные для 2000-х приемы съемки помогают разобраться с идейным содержанием фильма — события поделены на «реальность» и «следственные эксперименты», которые сняты на ручную камеру. А к запутавшемуся Вале присоединяется целая плеяда героев с такой же драматичной судьбой: уставший от разлагающегося общества следователь, страдающая от неудавшейся личной жизни прапорщица Люда, мать-одиночка, похоронившая мужа, и удрученная жизнью работница японского ресторана.
Панорама жизни этих людей наталкивает на ключевые вопросы: только ли во время съемок Валя притворяется и только ли ему приходится изображать жертву?
«Ученик»
С фильмом «Ученик» Серебренников дебютировал на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» в 2016 году — тогда режиссера впервые с овациями встретила искушенная синефильская элита. История о трудном подростке-фанатике и о том, к чему могут привести любые крайности, утвердила за Серебренниковым статус провокатора и проницательного смельчака, бесстрашно говорящего о нашем нелегком бытии.
Сюжет «Ученика» — переработанная на современный лад пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик», которую режиссер сначала поставил в «Гоголь-центре», а потом перенес на большой экран.
Несмотря на иностранное происхождение, история про Вениамина Южина, который вдруг решил стать посланником бога и перевоспитать общество, как нельзя лучше совпала с провинциальной российской реальностью. Картина до сих пор является одной из самых острых в российском кино, ведь Серебренников буквально расковырял с помощью нее все болячки нашего социума. Фильм поставил вопрос о религиозном фанатизме и христианских скрепах для тоталитарного общества, о современной системе образования и о взаимоотношениях «отцов и детей», о гомосексуализме и о лицемерии.
«Лето»
Любовь, музыка, свобода — об этом следующий фильм Серебренникова «Лето». Красивая и мелодичная черно-белая история становления великого, но тогда еще неизвестного музыканта Виктора Цоя.
Сюжет ленты выстраивается из множества линий и характеров самых разных героев. Здесь есть место настоящей дружбе, чувственной любви и бесстрашной молодости, существующих на фоне рушащегося железного занавеса и вдыхающего свежий воздух Ленинграда 80-х. Несмотря на реальных прототипов некоторых героев «Лета», не стоит воспринимать фильм как типичный байопик. Это не жизнеописание Цоя, а история пересечения и взаимоотношений трех людей Виктора, Майка (солист группы «Зоопарк») и его жены Натальи.
У каждого из этого трио разворачивается своя жизненная драма, но только вместе они могут посадить и взрастить то самое хрупкое «дерево» свободы, о котором споет «Кино» в финале ленты.
Живописные черно-белые кадры с рассекающими их лучами солнца мягко перенесут вас в атмосферу рвущихся к свободе 80-х. После этого фильма невозможно бороться с желанием переслушать «Кино» и «Зоопарк», сходить на чей-то квартирник, но больше всего — всеми силами удержаться за уходящее лето.
«Петровы в гриппе»
Новая картина Серебренникова «Петровы в гриппе» выйдет в прокат только 9 сентября, но уже успела привлечь к себе внимание (хотя бы эффектным появлением «русских» в Каннах). Эту ленту можно назвать квинтэссенцией всех лучших и излюбленных приемов Серебренникова в его режиссерской практике. Драматизм он соединил с абсолютно сюрреалистичной фантасмагорией, а элементы хоррора разбавил уморительным и тонким юмором, близким всем, кто знаком с российской действительностью.
В узком смысле фильм рассказывает про семью Петровых, которые болеют гриппом и видят из-за этого жуткие галлюцинации, но если взглянуть на картину шире, то становится понятно, что тяжело болеет не одна семья, а вся Россия.
Основой для фильма послужил роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Но кажется, что на экране история не только получилась намного мрачнее, но и приобрела дополнительные смыслы. В частности, именно Серебренников усилил многочисленными образами мысль о болеющей России.
Несмотря на прекрасную режиссерскую работу, фильм стал особенным во многом благодаря блестящей операторской работе — за нее Владислав Опельянц и получил заслуженную награду на Каннском кинофестивале.
Фото: (gogolcenter.com, Komsomolskaya Pravda, Pravda Komsomolskaya, Ekaterina Tsvetkova, Oleg Slepyan, АГН Москва/Global Look Press; Kinopoisk.ru)