Спустя сутки после задержания 37-летнего «апостола» финансовой пирамиды упекли под арест. Как и его «боссу», помощнику грозит десятилетний срок. Не помогли и столичные адвокаты, которые настаивали на домашнем аресте и доказывали невиновность топ-лидера компании.
Резонансный процесс по нашумевшему делу «Финико» собрал в Вахитовском райсуде Казани десятки журналистов - все они пришли узнать меру пресечения (читай - судьбу на ближайшие 10 лет) личного помощника Кирилла Доронина. Ильгиз Шакиров, по мнению следствия, не меньший преступник - его обвиняют по статье в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), по которой 30 июля был заключен под стражу основатель лопнувшего пузыря.
В здание суда Шакирова завели через два часа после планируемого начала процесса. Спустя ещё полчаса в зал стали пускать прессу - и здесь возник скандал. Присутствовать на заседании разрешили не всем, а только малой части представителей СМИ. Судья объяснила это сложной эпидситуацией, соблюдением социальной дистанции и малой вместимостью зала.
Около часа журналист KazanFirst оставалась в неведении происходящего по ту сторону двери. А в это время судья зачитывала характеристику и опрашивала подсудимого. Когда Шакирову дали слово, в зал мы всё же попали.
- Я взрослый человек, индивидуальный предприниматель, публичная личность. У меня двое престарелых родителей, один из них - инвалид. Я никогда не скрывался, никуда не уезжал и находился в городе. Как только получил повестку - пришел к следователям. За что меня задержали, я не понял. Свидетель меня не узнала. Я искренне хочу понять, на основании чего меня обвиняют, кому я нанес вред, - заявлял в этот момент Шакиров, добавив, что имеет множество благодарственных писем от общественных и благотворительных организаций. Он сообщил, что работает со многими компаниями, а не только с той, которую ему инкриминируют.
«Задержание было незаконным»
Старший следователь ГСУ МВД по Татарстану Равиль Гарипов твёрдо стоял на своём и требовал заключить Шакирова под стражу, потому что на свободе тот может помешать следствию. По его словам, подсудимый от имени «Финико» через так называемых партнеров распространял ложную информацию о заработке. Следствие располагает информацией о 2 600 пострадавших с общим ущербом более 250 миллионов рублей. При этом в ветке Шакирова числятся более 100 тысяч вкладчиков, за что он и получил VIP -статус вице-президента пирамиды.
На стороне подсудимого выступали два московских адвоката - Максим Пашков и Иван Дворовенко. Первый дважды просил продлить срок задержания на 72 часа и отказать в удовлетворении следователя, а чтобы «следствие всё же шло», запросил для своего клиента домашний арест.
- Я считаю, что заявленное следователем ходатайство является необоснованным и в некотором роде издевательством над правосудием. Ходатайство не мотивированно, задержание незаконно, а избрание меры пресечения в виде заключения под стражу правовым не является, - заявил Пашков.
Защитник рассказал, что 6 сентября в 13:20, через 10 минут после окончания допроса Шакирова в качестве свидетеля, его клиента задержали по 91 статье УПК - по причине того, что потерпевшие и очевидцы указывают на него как на лицо, совершившее преступление.
- Вопрос к следствию только один, говоря языком известного фильма: «Какая вина на мне, боярин?». Что я сделал? Поясните мне сущность подозрений? У кого и что украл? Не разъясняют. На ходатайства разъяснить подозрения не отвечают, - продолжил речь защитник, обращаясь к протоколу допроса Шакирова.
Пашков также указал на протоколы допросов потерпевших Храповой и Садриевой, где фамилии его подзащитного якобы не указано.
- Ни какие-то действия Шакирова, ни о том, что он делал. Ничего! [Потерпевшие] не указывают на него как на лицо, которое совершило в отношении них противоправные деяния, - сказал адвокат. - Смотрим дальше, уважаемый суд. Прошу вас обратить внимание на дату следующего протокола допроса свидетеля. Он составлен 7 сентября и начинается со слов: «ранее данные показания подтверждаю, желаю добавить, что еще и Шакиров виноват». То есть на 6 сентября - на дату задержания Шакирова - не было лиц, которые показывали бы на него как на лицо, совершающее это преступление. Не было данных у следствия, и задержание вот с такими материалами, которые нам предоставил следователь, - это незаконно, поскольку нет ни одного свидетеля, ни одного потерпевшего или иного лица, которое бы указывало на Шакирова как на лицо, причастное к преступлению.
Пашков добавил, что на очной ставке потерпевшая Мусина заявила, что Шакирова лично не знает, не знакома и никогда не разговаривала с ним, но она посмотрела лекции в YouTube и на основании просмотра роликов у нее сложилось мнение, что тот виновен.
- 7 сентября следователь начал понимать - задержать-то мы задержали, протокол составили, а дальше что? Для этого была вызвана Мусина, которая подтвердила ранее данные показания. Но в них она о Шакирове и слова не говорила. Мой подзащитный рассказывал о том, как торговать, зарабатывать, как инвестиции делать - вот на основании этих роликов у Мусиной сложилось впечатление о его причастности. Впечатление может сложиться о чем угодно и у кого угодно, но суд и следствие интересуют только факты! Судебный акт не может быть основан на предположениях, - продолжал адвокат.
Защитник уверен, что Шакирова задержали незаконно и до 7 сентября на него не было никаких показаний, а материалы, на которые должен опираться суд, в дело не вложили.
- И мы приходим, к сожалению для следствия, к очевидному выводу - задержание было незаконным, и основания, которые представлены в протоколе о задержании, не подтверждаются представленными материалами, - убежденно утверждал адвокат.
«А был ли ущерб? А были ли лица?»
Зачитывая ходатайство следователя и прокурора, судья сообщила о том, что Доронин, Сабировы, Зыгмунтович и Шакиров действовали организованной группой. Путём обмана и злоупотребления доверием «финикийский» вице-президент причинил ущерб не менее 80 лицам.
- В постановлении ни одним гражданином не указано, кем именно причинён ущерб. Вы бы хоть одного в качестве обвиняемого в хищении указали. Фамилию! Или как говорил герой известного советского фильма: «Имя, сестра, имя!», - продолжал бросаться киноцитатами Максим Пашков. - Причинен ущерб неустановленным лицам... А был ли ущерб? А были ли лица? Шакиров сам пришёл - вот и первый подозреваемый. Не указано ничего конкретного. Каким образом производились допросы потерпевших?
- Пожалуйста, в рамках заявленного ходатайства! - прервала его судья.
- Да в рамках заявленного ходатайства! Тут ничего не указано, - повышенным тоном ответил ей защитник. - По поводу избрания меры пресечения следствие утверждает, что Шакиров может скрыться. Но мера пресечения - это баланс интересов между правами и свободами гражданина и необходимостью расследовать уголовное дело. Если следователю так надо, наиболее оптимальным был бы домашний арест - это и есть изоляция лица от общества в условиях жилого помещения. Здесь ни о каком нахождении на свободе и речи не идёт, он будет изолирован по месту регистрации на Бутырской. Еще бы я просил предоставить Шакирову возможность прогулки по придомовой территории, просто по земельному участку. Вот моя позиция.
Второй адвокат Иван Дворовенко поддержал коллегу в ходатайстве об избрании более мягкой меры пресечения и попросил суд учесть достижения компаньона Доронина «в повышении финансовой грамотности населения».
- Шакиров - законопослушный гражданин, он внес огромный вклад в развитие финансовой грамотности, в воспитание подрастающего поколения, - заверил адвокат. - Поэтому он имеет огромные благодарности. К сожалению, мы не смогли их представить - времени было мало... Уважаемый суд, он не привлекался никогда ранее к уголовной и административной ответственности. Я так же ходатайствую о домашнем аресте.
Внимательно выслушав аргументы сторон, судья удалилась в совещательную комнату. Спустя двадцать минут она озвучила решение: суд признал причастность Шакирова в инкриминируемом преступлении, что подтверждается представленными материалами уголовного дела - протоколами допроса потерпевших и свидетелей.
- Вместе с этим суд принимает во внимание, что Шакиров обвиняется в совершении тяжкого преступления, предусматривающего наказание в виде лишении свободы до 10 лет, - подчеркнула председательствующий. - У суда имеется достаточно оснований полагать, что Шакиров, находясь на свободе, с целью избежания уголовной ответственности и наказания может препятствовать следствию.
На той же чаше весов оказалась возможность Шакирова связаться со своими партнёрами - Сабировыми и Зыгмунтовичем, которые до сих пор числятся в международном розыске.
- Находясь на свободе, он может уведомить их о проводимости уголовного дела и следственных действий. При таких обстоятельствах ходатайство следствия является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд постановил заключить Ильгиза Шакирова под стражу сроком на 23 дня с даты задержания. До 28 сентября завлекала «Финико» будет находиться в СИЗО - ровно как и Доронин. Адвокат Шакирова сообщил журналисту KazanFirst, что будет обжаловать избранную его клиенту меру пресечения.
- Вопрос то не совсем правовой, вопрос политический. Вы сами всё видели, слышали аргументы и позиции сторон. Сразу можно понять, у кого позиция была сильнее, - всё очевидно, - заявил Максим Пашков, намекая на несправедливость решения суда.