Найти тему
Темы на все времена

Что я жду от детской внешкольной занятости (вводная часть)

Цель статьи была - рассказать о проекте «Одиссея разума», который я считаю не менее важным, чем школьное образование. Но без обоснования своей позиции сделать это невозможно. А обосновать коротко нельзя. Поэтому здесь будет о том, чего я жду от внешкольных занятий. А в следующем материале - о том, где это можно получить. 

Начну сразу с главного: от любой подобной деятельности жду того же, чего и от школы - навыков, помогающих человеку учиться в течение всей жизни, потому что иначе сейчас не получится. Вот и все. Так мало и так много. 

Фото автора. Было бы прекрасно, если бы базовые навыки выдавались под расписку… Но все приходится добывать трудом…
Фото автора. Было бы прекрасно, если бы базовые навыки выдавались под расписку… Но все приходится добывать трудом…

Мало, потому что - а как же фундаментальные знания? Много, потому что найти то место, где позицию разделяют и будут этому учить - о-ооочень непросто. 

Про фундаментальные знания постараюсь коротко. Знания слишком быстро устаревают в современном мире. Пока их напихивают, уминают и снова напихивают в головы школьников  и студентов они превращаются в никому ненужное старьё. 

Про место, где это понимают… На бумаге это должны понимать как бы везде. Об этом кричит Болонский процесс (слышу, как встают ряды хейтеров и заряжают винтовки), об этом кричат ФГОСЫ (тут встали те, кто изначально не собирался, и тоже пытаются нашарить хоть что-то, чем можно в меня кинуть). 

Погодите, не стреляйте! Ни Болонский процесс, ни ФГОСы в основе своей не содержат ничего вредного и плохого, если изучить (я отдала этому 5 лет и защитила диссертацию на связанную с этим всем тему). Но то, в каком виде это спускается вниз (в университеты и, тем более, школы), да, увы, приличных слов не оставляет. Поэтому в живой беседе можно не успеть рассказать (убьют), что наш закон об образовании, например, мега-крут, просто мало, кто его читал и этим пользуется! 

Пресловутые софт-скиллс (вот сейчас уже не хватит у желающих в меня кидаться боеприпасов) - это не очередная слепо заимствованная дичь. Это то, что нужно от человека, выходящего на сегодняшний рынок труда. 

Софт-скиллс - это навыки, не связанные с какой-то конкретной специальностью, но необходимые сегодня в любой сфере. К ним относятся: установление отношение в коллективе, командная работа, креатив, критическое мышление, умение презентовать идею, разрешать конфликт.  Эти навыки часто связывают с Грефом (он очень активно про них всем рассказывает), поэтому нередко нелюбовь к вышеупомянутой персоне выливается в ненависть к навыкам. 

Фото автора. Дети в школе сына сами организуют праздники. Это тоже - софт-скиллс. Косяков было много, забывали, не могли договориться, ленились. Но за год смогли построить команду…
Фото автора. Дети в школе сына сами организуют праздники. Это тоже - софт-скиллс. Косяков было много, забывали, не могли договориться, ленились. Но за год смогли построить команду…

Меж тем, о них говорится в наших ФГОСАХ, и там они фигурируют в виде учебно-познавательных компетенций (далее - УПК). Правда, понятие УПК все же шире. Оно включает в себя и умение понимать тексты, как устные, так и письменные, и умение выделять основную мысль, и сокращать этот текст в том числе и для того, чтобы донести его до окружающих. Умение добывать новую информацию, ставить задачи и решать их. Но и про командную работу, критическое мышление и все остальное там тоже есть. 

Фото автора. Перемены можно проводить по-разному. Наши ребята общаются не только своим классом, постоянно как-то самоорганизуются. И это - базовые навыки, которыми сначала нужно овладеть
Фото автора. Перемены можно проводить по-разному. Наши ребята общаются не только своим классом, постоянно как-то самоорганизуются. И это - базовые навыки, которыми сначала нужно овладеть

Разве это плохо? Разве это враждебно? Помните фильм «Весна на Заречной улице»? Герой Рыбникова придумал что-то дельное, но не может донести мысль до инженера… 

Понимаете, если мы хотим вырастить баскетболиста, футболиста, каратиста, мы не начинаем с тонкостей дела, мы сначала занимаемся общефизической подготовкой. Можно быть спецом, но не мочь физически по полю бегать час с лишним. И все. Ты не спец. 

Точно такая же ситуация - с УПК. Мы не сможем сформировать у человека профессиональные компетенции, пока не сформированы базовые. И к моменту, когда человек приходит получать высшее образование, они, в идеале, должны быть сформированы. 

Фото автора. А, вообще, все эти навыки очень нужны для нормальных отношений в семье!
Фото автора. А, вообще, все эти навыки очень нужны для нормальных отношений в семье!

Но это - сильно в идеале. Даже к четвёртому курсу у многих моих студентов эти компетенции были не сформированы, а уж когда мой предмет подвинули на второй курс, я узнала, почем фунт лиха. 

На пальцах объясняла, что ответить на конкретный вопрос - это не найти в интернете и учебниках всю информацию о тех терминах, которые фигурируют в вопросе. Надо ещё ответить на сам вопрос. Что сделать презентацию - это не скопировать все, что нашёл, опять-таки в сети, а потом пробубнить один в один то, что написано на слайдах, повернувшись спиной к аудитории. 

Работа в команде была - кто везёт, на том и едут. Слушать других и задавать вопросы - не умели. Но самое страшное - это вопросы, где надо сформулировать своё мнение. Боялись, что мнение будет неправильным. Реально оценить, что знают, а что - нет не могли… 

Весь этот свой практический опыт я облачила не только в диссертацию, но и в осознание того, что своих детей нужно вести иным путём. И в поиски пути, разумеется. Так в жизни старшего сына появилась школа, которая помогает обрести эти навыки, и проект «Одиссея разума», к которому я вплотную подошла в этом материале.

Продолжение следует…