Найти в Дзене

Стал одним из самых видных членов Философского общества Эдинбурга и Общества избранных.

Несмотря на крещение и уговоры матери, Смит остался убежденным пресвитерианином и по возвращении в Эдинбург в 1740 г. два года не имел никакой работы. Наконец, в 1748 г. кузен Давида Юма Генри Хоум, лорд Кеймс, судья и предводитель либерального Шотландского Просвещения, решил организовать в Эдинбурге серию публичных лекций для повышения квалификации юристов. По его предложению Философское общество Эдинбурга обязалось в течение нескольких лет оказывать финансовую поддержку Смиту и его другу детства Джеймсу Освальду из Данникьера; они должны были читать лекции по естественному праву, литературе и различным аспектам свободы, в том числе коммерческой. В 1750 г. Адам Смит получил должность профессора логики в своей альма-матер, Университете Глазго, и его нисколько не затруднило обязательное подписание Вестминстерского вероисповедания в присутствии главных пресвитериан Глазго. Наконец, в 1752 г. Смит имел удовольствие занять место своего любимого наставника, Хатчесона, — должность профессора

Несмотря на крещение и уговоры матери, Смит остался убежденным пресвитерианином и по возвращении в Эдинбург в 1740 г. два года не имел никакой работы. Наконец, в 1748 г. кузен Давида Юма Генри Хоум, лорд Кеймс, судья и предводитель либерального Шотландского Просвещения, решил организовать в Эдинбурге серию публичных лекций для повышения квалификации юристов. По его предложению Философское общество Эдинбурга обязалось в течение нескольких лет оказывать финансовую поддержку Смиту и его другу детства Джеймсу Освальду из Данникьера; они должны были читать лекции по естественному праву, литературе и различным аспектам свободы, в том числе коммерческой. В 1750 г. Адам Смит получил должность профессора логики в своей альма-матер, Университете Глазго, и его нисколько не затруднило обязательное подписание Вестминстерского вероисповедания в присутствии главных пресвитериан Глазго. Наконец, в 1752 г. Смит имел удовольствие занять место своего любимого наставника, Хатчесона, — должность профессора этики в Глазго, где он и оставался в течение 12 лет. Лекции Смита в Эдинбурге и Глазго пользовались большой популярностью; основной акцент он делал на «системе природной свободы», на системе естественного права и laissez faire, которые он тогда пропагандировал гораздо решительнее, чем потом в своем куда более осторожном «Богатстве народов». Ему удалось обратить в эту возбуждающую новую веру многих видных купцов Глазго. Кроме того, он стал участвовать в работе общественных и образовательных объединений, которые тогда создавались умеренным крылом пресвитерианского духовенства, профессорами, литераторами и юристами в Глазго и Эдинбурге. Возможно, что Давид Юм посещал эдинбургские лекции Смита в 1752 г., поскольку вскоре они стали хорошими друзьями. Смит входил в число основателей Литературного общества Глазго, созданного в следующем году; оно проводило обсуждения и дебаты высокого уровня и регулярно собиралось вечером по четвергам с ноября по май. Юм и Смит посещали эти встречи, и на одной из первых Смит выступил с изложением некоторых из недавно опубликованных «Политических опытов» Юма. Как ни странно, эти два друга, безусловно самые одаренные члены общества, вели себя очень робко и не приняли участия ни в одной дискуссии. Несмотря на свою застенчивость, Смит очень любил клубное общение. Он стал одним из самых видных членов Философского общества Эдинбурга и Общества избранных, которое было особенно деятельно в 1750-х гг., собиралось еженедельно и объединяло верхушку умеренного духовенства, университетских профессоров и юристов. Кроме того, Смит был активным членом Клуба политической экономии в Глазго, Устричного клуба в Эдинбурге, Симсон-клуба в Глазго и Покер-клуба.