Приветствую! Сегодня мы разберем театральные приёмы в фильме Леоса Каракса "Аннетт". Здесь конкретный разбор фильма и субъективные выводы. Предупреждение, статья полна спойлеров.
Титры
Театральные приёмы начинаются как только вы садитесь в кресло. При первых же титрах идет объявление как в начале любого театрального представления: "Отключите свои мобильные телефоны или переведите их в беззвучных режим". Но в фильме режиссер Леоса Каракса переосмыслил их значение, и звучит ироничный текст о дыхании, которое рекомендовано взять и не выдыхать до конца истории , чтобы фильм смотрелся на одном дыхании.
Начальная сцена
Первая сцена, открывающая фильм - абсолютно театральный прием в современных спектаклях, где актеры еще не в ролях и предстают перед зрителем собой: переживающие о начале, готовящиеся войти в историю.
Сцена как бы подтверждает слова великого драматурга У.Шекспира из пьесы "Как вам это понравится": «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы...»
Первая сцена фильма представляет собой прогулку актерской труппы по улицам Нью-Йорка под музыку "So we may start" группы Sparks, композиторами всего фильма-мюзикла.
Возьмем несколько строк из этой песни, которую исполняют актеры фильма:
The music resounds and all the flames are lit
So ladies and gents, please shut up and sit
The curtains of our eyelids lazily rise
"But where's the stage?" you wonder. "Is it outside?"
Обратим внимание на перевод:
"Звучит музыка, и все залито светом.
Итак, леди и джентльмены, просьба замолчать и сесть.
Занавесы наших век лениво поднимаются.
“Но где же сцена? – спросите вы. Она снаружи?”
Источник: https://www.amalgama-lab.com/songs/c/cast_of_annette/so_may_we_start.html
Можно наблюдать, как авторы лихо используют театральные слова: "Занавес", "Сцена" и т.д.
Кукла
Аннетт - имя дочери главных героев: Энн (Марион Котийяр) и Генри (Адам Драйвер). Аннетт до самой последней сцены представлена куклой, абсолютно театральной куклой: видны все сочленения, части куклы, из чего она сделана. И даже можно заметить, что ее движения не компьютерная графика, а следствия действия кукловода, невидимого кукловода.
Это намеренный ход создателей произведения. Тем самым они показывают Аннетт как инструмент в руках родителей. Отец впервые замечает её и говорит с ней только в финале фильма, где Аннетт и предстает перед глазами зрителя живой, настоящей девочкой. Надо заметить также, что переход на настоящую девочку совершается также на глазах зрителя, как будто на сцену приходит живая девочка и сталкивает куклу в сторону, садясь на ее место.
Сцена гибели
Сцена гибели Энн происходит на корабле в бурю. И мы, зрители, абсолютно верим игре актеров и тому, что они переживают, но сама сцена на палубе решена по-театральному, мы буквально видим декорации большого спектакля с видеопроекцией моря на фоне: часть корабля, наклоненная в сторону зрителя. За фильм режиссер не раз прибегает к театральным подмосткам, раскрывая образ персонажей, но сцена гибели особенно выделяется, т.к. здесь буквально ключевая сцена фильма происходит на театральной сцене, где актеры и зрители понимают допустимую условность пространства, т.к. оно здесь несет второстепенную роль, уступая место переживаниям, эмоциям актеров.
Спектакль Энн и концерт Генри
Конечно, нельзя не сказать о сценах театральной постановки Энн, где напрямую используется сцена, на которой она выступает с арией перед полным залом. Примечательно, как позже она переосмысляется - место действия арии происходит в таинственном лесу, в который мы, зрители, следуя за героиней, буквально переходим с театральной сцены в настоящую природу. Это совмещение умышленно показывает как голос Энн способен погрузить слушателя в другой мир.
В свою очередь стенд-ап концерт Генри тоже полон театральности, где Генри не только ведет прямой диалог с публикой, но и танцует и показывает пластические этюды, сцены из своей жизни.
Призрак
Исторически театр манил зрителей своей таинственностью и волшебством, разворачивающимся непосредственно на глазах зрителя.
Начиная со знаменитого образа Призрака отца Гамлета в пьесе "Гамлет" У. Шекспира, авторы не раз обращались к этому приёму для нового поворота в драматургии (например, призрак приносит весть человеку) или же, в случае фильма "Аннетт", предстает перед главным героем, Генри, как обвинитель в своей смерти.
Почему театр?
Общее впечатление от фильма складывается в совокупности всех театральных приёмов, которых, конечно, больше, чем я перечислила, и музыкального сопровождения группы Sparks. И впечатление такого:
Складывается ощущение, что вся история разыгрывается прямо перед нашими глазами. Зритель непрерывно является "третьим глазом", молчаливым участником событий, что позволяет создателям картины вести непрерывное повествование истории: не отвлекаться от главных героев на побочные сюжетные линии или конкретизировать, сколько времени прошло с того или иного события (приёмами, свойственного для мира кино). Для раскрытия темы это для режиссера Леоса Караксы не играет никакого значения.
Очень примечательный отзыв британского кинокритика Питера Брэдшоу, который подтверждает театрализованность фильма "Аннетт":
«Аннетт» — откровенный, впадающий в декламацию, безумный спектакль, балансирующий на грани нервного срыва, требующий от зрителя разделить боль, получить наслаждение и принять его всерьез.
И напоследок окунуться в атмосферу фильма через официальный трейлер.
А для тех, кто хочет глубже погрузиться в мир фильма "Аннетт" предлагаю подборку отличных статей кинокритиков:
И для тех, кому понравилась музыкальное сопровождение фильма, прикрепляю альбом группы Sparks на Яндекс.Музыка:
Спасибо за прочтение!
Помните, ваши лайки и подписки напрямую влияют на развитие канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо.
Искренне Ваша,
Ольга Керро.
#театр и кино
#аннетт
#каракса
#мюзикл
#разбор фильма
#искусство
#культура