1) Какие бывают мотопоездки?
2) Путешествовать в группе мотоциклистов?
3) Какие бывают и как едут группы?
4) Как подготовиться к поездке, на что обратить внимание?
5) Что взять с собой в поездку?
6) Где получить информацию о поездке?
7) Кто главный и какие правила в мотопутешествии?
8) О чем говорят на брифинге?
9) Возможные опасности и способы их преодоления?
10) Какими сигналами пользуются в группе?
Поездки на мотоцикле бывают разные: от одиночных кругосветок до групповых от кафе до кафе, от спонтанных до тщательно продуманных и заранее запланированных, просто прокатиться в праздничном строю или проехать всю страну, на один час и на целую вечность. Чем дальше предстоит поездка, тем серьёзней надо к ней готовиться и тем больше внимания уделить себе и мотоциклу. Также надо понимать как себя вести в группе, как самому вести или замыкать группу. Именно группу, а не колонну. Колонна отличается от группы наличием машин сопровождения с мигалками. Встраиваться в колонну запрещено ПДД, в группу мотоциклистов можно. Также колонна может проезжать на красный свет, а нам лучше этого не делать.
Первое правило в группе - не делай как я. То, что удобно сделать одному, может оказаться невыполнимым для другого. Всегда оценивайте свои силы, знания и умения. Даже если вы отстанете, вас подождут. Но если вы получите неприятности, они отразятся не только на вас, но и на всей группе. Не забывайте главное правило безопасности: мотоцикл - плавно, безопасно - комфортно. Если что-то доставляет тебе неудобство, это надо изменить.
Сейчас разберём поездки в группе, независимо от протяженности маршрута.
В зависимости от того, какая это поездка, спонтанная или запланированная, вы должны чётко оценить свои возможности и не превращать свое путешествие в разгрузку тридцати вагонов с картошкой. Да, конечно прекрасно выполнить норматив "Железной жопы". Но если в вашем распоряжении всего пара дней, то после выполнения норматива вы будете испытывать недомогание и поездка превратится в тяжёлую работу, какой бы не был у вас мотоцикл. К тому же, это опасно. Поездки одного дня не должны превышать 300-400 км. Поездки с ночёвкой, если это не связано с работой, 500-600 км в день. В нормативных документах мототуризма советского времени был пункт о том, что спортсмен, за день проезжающий более 750 км, дисквалифицируется, так как это опасно. Вы можете оспаривать это, но поверьте, у вас останется значительно больше сил и вы не будете после поездки отсыпаться весь следующий день, потеряв его. А в групповых поездках это отразится на всех, ибо вся цепь слаба самым слабым своим звеном. Снизить эту опасность можно правильным графиком движения, питания, заправок и сна. Также не плохо знать пункты оказания медицинской помощи.
Увидев приглашение в поездку и приняв решение присоединиться, вы должны понимать, что и себя, и мотоцикл надо кормить. Поэтому в объявлениях обычно указано куда и как едут, по какому принципу питаются и заправляются, либо эта информация звучит на брифинге. Зная куда едет группа, вы до этого можете прикинуть расположение необходимых вам бензоколонок и сообщить об этом ведущему. Если вы страдаете какими-то заболеваниями или вегетарианством, об этом тоже нужно сообщить ведущему, чтобы он внёс изменения в рацион.Что же брать? Хорошо, если у вас есть возможность иметь с собой КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик). Конечно, можно пользоваться одноразовый посудой, но она здорово загрязняет окружающий мир. Степень удобства в поездке и на биваке вы определяете сами. Конечно, ехать с большим рюкзаком не удобно, но его можно привязать к заднему сиденью. Размеры современных палаток, спальников, стульев, столиков позволяют разместить их в малом объёме.Как минимум в поездку необходимо взять дождевик, бахилы и дождевые перчатки.Если едете далеко, то не помешает комплект сменной и тёплой одежды. И тапочки! Также неплохо иметь аптечку, набор для мелкого ремонта, запас топлива, а на дальних поездках защиту от комаров, собак и бандитов. Хорошо выделить место в кофре или сделать штурмовую сумку, в которой будут средства защиты, дождевик, КЛМН, аптечка, место для карты, навигации и, по нынешним условиям, средство зарядки телефона и других электронных устройств. Пусть там лежит шоколадка и запас воды.
При самостоятельном планировании поездки необходимо расписать поездку и проработать маршрут так, чтобы в неё можно было внести изменения с учетом примкнувших участников. Важно отметить места, где хотите побывать, места ночевок, заправок и питания.
Даже если вы едете на соседнюю улицу, необходимо осмотреть мотоцикл, проверить и убедиться, что он заправлен и исправен. Надо понимать, что если ваш мотоцикл сломается в поездке, вы испортите настроение всем остальным участникам движения, либо предадите изюминку путешествию.
На место сбора надо приехать своевременно. Затем выслушать или организовать брифинг, на котором вы обозначите или выслушаете план маршрута, правила движения в группе и скорость передвижения, про опасности и способы преодоления, про способы коммуникации в движении и действиях при отставании, внесёте свои пожелания и поправки в услышанное.
Присоединившись к группе, ты выражаешь свое согласие выполнять её правила. Любое требование ведущего, касаемо движения группы, не обсуждаем.
Опасностей у мотоциклиста много все перечислять не будем. Рассмотрим опасности которые могут возникнуть в путешествии и при движении в группе: усталость, холод, сырость и, может, даже голод, поломки мотоцикла, аварии. Их мы сводим к мнимому.
Правила движения в группе
Ведущий назначает самого опытного и самого яркого замыкающим, расставляет участников в группе, начинает движение. В зависимости от скатанности группы, самые медленные и самые не опытные становятся либо за ведущим, либо перед замыкающим. Но тогда ведущий должен чётко понимать, с какой скоростью нужно вести группу, потому что он не видит "хвоста".
Передвижение группы производится:
1) В шахматном порядке, то есть каждый последующий за ведущим занимает противоположную позицию в ряду, соблюдая интервал. Ведущий занимает либо правую, либо левую колею в полосе. Учитывая это, все должны быстро перестраиваться. Интервал определяет сам мотоциклист, увеличивая его с увеличением скорости. Причём, дистанция должна быть такой, чтобы каждый участник мог остановить свой мотоцикл, не причиняя вреда впереди едущему, не смотря на состояние покрытия, состояние мотоцикла и другие дорожные условия. Также всегда оставляя место для маневра впереди и сбоку едущим. Не допускается параллельное движение. Не допускается частичное перекрытие впереди идущего мотоцикла (заезд за заднее колесо). Особенно в повороте. Важно сохранять свое положение в группе и знать кто едет впереди и сзади. Если один из участников потеряется, это сразу станет заметным. Об этом необходимо незамедлительно сигнализировать миганием фары или клаксоном впереди едущему. Получив сигнал, группа повторяет его до того, как ведущий его получит. При движении стараемся держать дистанцию так, чтобы не давать возможность заехать посторонним в этот промежуток. Причём препятствовать в страивающимся транспортным средствам нельзя. Это опасно.
2) Ленточкой - один за одним, движение в узких местах и междурядье. Правила те же как и в первом варианте.
3) Попарно - на небольшой скорости, для красоты.
Движение мотоциклов в группе более безопасно, чем по одному, потому что группа мотоциклов видна на дороге пятном и благодаря этому аварийность снижается. Нельзя смотреть на заднее колесо впереди едущего. Смотрите дальше, вперёд. В тёмное время смотрите на участок, освещенный фарами впереди идущих. Периодически смотрите в зеркала заднего вида. Если вдруг позади вас группа остановилась, делайте то же самое. Тогда все остановятся.
Обгон и смена порядкового номера в группе запрещены.
То, что может быть тебе легко и спокойно в одиночном катании, может доставить неприятности всей группе. Если возникает ситуация, вызванная крайней необходимостью (что-то заболело, кончился бензин, что-то уронили, прокол колеса), подаётся свето- шумовой сигнал миганием фар и клаксоном или вы можете аккуратно обогнать всю группу и дать сигнал ведущему. Если в группе используются гарнитуры у ведущего и замыкающего, то такой же сигнал можно подать замыкающему.
В дальних поездках на бензоколонках заправляются (независимо от того, на сколько заполнен бак) и пьют кофе/чай, перекуривают, перекусывают все, чтобы вы не заставлять ждать остальных начала движения группы.
Основная команда ведущего - поднятая вверх рука. При поднятой руке всегда снижается скорость. В зависимости от поведения ведущего, поднятая вверх рука может означать: остановку, препятствие, въезд в междурядье, либо другие условия, требующие внимания и собранности. Также в группе могут использоваться другие сигналы, оговоренные заранее.
Если группа достаточно большая, она разбивается на маленькие. В каждой группе назначается ведущий и замыкающий.
1) Готовьтесь к поездкам.
2) Приезжайте на место сбора уже подготовленные.
3) Назначьте опытного ведущего и замыкающего.
4) Проведите/прослушайте брифинг, на котором вся информация о поездке.
5) Езжайте так, как вы можете ехать, не ориентируйтесь на других, соблюдайте ПДД правила мотобезопасности и правила группы.
6) Знайте возможные опасности и способы их преодоления.
7) Будьте понятными и видимыми. Знайте и используйте знаки руками и свето- звуковых устройств.
8) Будьте осторожны при опережение и пропускании другого транспортного средства.
9) Смотрите вперёд и не забывайте о едущих позади вас.
10) Не заставляйте себя ждать. Помните, что любое ваше действие может сказаться на группе.
Буду рад общению, дополнения и комментариям.
Алексей Док
В статье использовались материалы с Байкленда и Байкпоста.