Зачем мне нужен бухгалтер? У меня вообще-то патент, там нет деклараций, а размер патента мне налоговая сама считает. А я упрощенец на доходах - все просто: пришли деньги от клиента, посчитал с них 6%, заплатил. Многие предприниматели не пользуются услугами бухгалтеров, потому что сами все знают и все умеют. Ну, или так считают. Считают, как правило, недолго, до первого налогового требования... Кому действительно можно обойтись без бухгалтера. А для кого бухгалтер - серьезное подспорье?
Учет у предпринимателя кажется несложным. Особенно когда бизнес некрупный и сотрудников минимальное количество. Но, как показывает практика, даже самый несложный учет влечет за собой риски серьезных ошибок и налоговых доначислений. Разберем топ ошибок предпринимателей, которые работают без бухгалтеров.
Налоговикам важно, чтобы налоги были рассчитаны корректно и уплачены во время. Если у Вас патент -все просто. ФНС выдает Вам документ, в котором черным по белому написано какие суммы и в какие сроки нужно оплатить. При упрощенке расчет налога сложнее. Очень часто предприниматели искажают налог, потому что некорректно считают доходы или ошибочно включают в расходы затраты, которых там быть не должно. Приведу несколько примеров. Банк начисляет Вам проценты на остаток по счету или у Вас открыт депозитный счет, который приносит небольшой доход. В обоих случаях проценты являются доходом бизнеса, на который нужно начислить налог. Другой пример, вы получили в банке кредит и сильно обрадовались, потому что на тело кредита можно уменьшить налог при УСН доходы минус расходы. Но радость была непродолжительной, потому что налоговая указала на ошибку и заставила доплатить налог, а сверху пени и штраф. Последний пример, чтобы вы не думали, что бизнесмен всегда недоплачивает в бюджет. Вы зарегистрировали ИП, системой налогообложения выбрали УСН доходы минус расходы, исправно считаете и оплачиваете налог по ставке 15%, налоговая Вас не трогает. Все счастливы. Вы счастливы потому, что ФНС не беспокоит, а ФНС, потому что налог вы платите в два раза больше, чем нужно. А все потому, что предприниматель не знаком с региональным законом своего города, согласно которому ставка УСН не 15, а всего лишь 7 процентов. И, кстати говоря, ФНС Вам не расскажет об этом. Был у меня кейс, когда предприниматель пришел регистрировать УСН доходы минус расходы со ставкой 7 процентов, а милая девушка - выпускница вуза говорит, нет такой ставки. У нас только 15. Цена ошибки за некорректно рассчитанные налоги - это доплата налога, пени за несвоевременную оплату, штраф от 20 до 40 процентов от неоплаченной суммы налога, ну, и уголовная ответственность тоже вполне возможна.
Кроме неверно посчитанных налогов бизнесмены часто ошибаются с расчетом страховых взносов. Нет сотрудников - нет проблем, думают некоторые из Вас. Отчасти да, но не всегда. Допустим, Вы привлекли физическое лицо для ремонта офисного помещения. Ремонтник свою работу выполнил, Вы ее приняли и с расчетного счета бизнеса перевели денежное вознаграждение. Отправили ту сумму, о которой договорились до начала работ. Вы счастливы, ведь физ лицо запросил немного да еще и ремонт классный сделал. Но позже выясняется, что физик не был оформлен как самозанятый, а значит, кроме вознаграждения тому самому ремонтнику Вы должны были перечислить в бюджет НДФЛ, пенсионные и медицинские взносы. Причем НДФЛ нужно было удержать из суммы вознаграждения физ лица, а страховые взносы заплатить из своего кошелька. Последствия для Вас все те же: пени, штраф, доплата. А бывают обратные ситуации. когда бизнесмен оплачивает взносы там, где этого делать не нужно. Ведь вознаграждение подрядчика ничем не облагаются , если он является ИПшником или самозанятым.
Вы зарегистрировали ИП на УСН, а позже перешли на патент, потому что дешевле и нет никакой отчётности. Работаете, прибыль получаете, а потом бац и Ваш расчётный счёт заблокирован. Странно, думаете Вы, идёте в налоговую, а там говорят: не сдана декларация по УСН. Не удивляйтесь: налоговики правы. Патентная система налогообложения не самостоятельный режим, а дополнительный. У Предпринимателя на патенте основной режим это ОСНО или УСН, если Вы подавали уведомление о переходе на упрощёнку . Аналогично обстоят дела со страховыми взносами и НДФЛ. Помните бизнесмена с физиком-ремонтником ? Так вот в том примере кроме уплаты взносов и Ндфл нужно было сдать зарплатные отчёты. За их отсутствие фнс заблокирует расчётный счёт, начислит штраф и пени. Всего этого можно избежать, если у Вас есть бухгалтер или консультант по налоговым вопросам.
Вы все умеете сами: заполняете декларации, считаете налоги и даже оплачиваете их в сроки, регламентированные государством. Законопослушный бизнесмен) а потом вам прилетает письмо счастья, где фнс сообщает о задолженности и о сроках ее погашения. Как так?! Все налоги уплачены во время! Уплачены-то во время, но не туда, куда нужно. Причины могут быть разные: Вы опечатались при заполнении платежного поручения и некорректно указали КБК. Или Вы переехали, следом изменилась обслуживающая Вас налоговая инспекция, а значит и реквизиты для перечисления налогов и взносов, но Вы об этом не знали. Еще одна частая ошибка: Вы перешли с УСН доходы на УСН доходы минус расходы, но продолжили оплачивать налог на привычные Вам реквизиты. Результат один: недоплата по одним налогам и переплата по другим. И вот с этим бардаком нужно как-то разобраться да побыстрее, пока налоговая не списала все оплаченные суммы с Вашего расчетного счета еще раз.
Часто бизнесмены используют сервисы, которые помогают вести учет и якобы заменяют бухгалтера, а значит экономят деньги. Это может быть онлайн-сервис, привязанный к банковскому счету или самостоятельный сервис. Такой как, Мое дело или Контур Эльба. Как правило, все подобные сервисы способны вести только простой учет и не способны учитывать региональные законы. Приведу один пример из практики. Клиент несколько лет самостоятельно вел учет компаний в сервисе Мое дело. Так вот в каждом юр лице я обнаружила ошибки. Многие из них связаны с тем, что сервисом не предусмотрен учет некоторых операций. Например, начислять земельный налог сервис не умеет. Часть ошибок возникла потому, что клиент не обладает бухгалтерскими знаниями. Не каждый бизнесмен в курсе, в каком случае и на какое имущество нужно начислять налог на имущество. А уж тем более, чем отличается расчет налога на имущество по кадастровой стоимости от балансовой. А одна ошибка - некорректная завышенная налоговая ставка - появилась потому, что сервис знает только одну ставку по упрощенке с объектом доходы минус расходы. А о том, что регионы устанавливают свои льготные ставки не знает ни сервис, ни предприниматель. А хороший бухгалтер знает.
Мой личный опыт показывает, что бухгалтер не нужен только там, где минимальное количество повторяющихся операций. И только, если у Вас УСН доходы или патент. Все другие системы налогообложения и любые новые операции в бизнесе требуют профессионального надзора. Но буду с Вами откровенна, бухгалтер в штат нужен не всегда. Достаточно привлекать специалиста один раз в квартал или точечно в момент возникновения сложного вопроса. Такой порядок сотрудничества будет держать Вашего бухгалтера в тонусе, ведь если работа будет выполнена плохо, в следующий раз Вы привлечете нового специалиста, и одновременно сэкономит Ваши деньги, потому что не придется ежемесячно выплачивать зарплату за просиживание штанов.
Подпишись:
Instagram: https://www.instagram.com/evgenia_gubarkova/
VK: https://vk.com/buhgalteria_i_nalogi
Facebook: https://www.facebook.com/buhgalteriainalogi
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCLX7gTAUZMB4f-S_Pt-6bxg
Связаться со мной: buhgalteria.nalogi@yandex.ru
#бухгалтер #моедело #онлайнбухгалтерия