Эпизод 1. Фудзи и собачий сёгун
Тем, кто прилежно изучал в школе географию должно быть известно, что в тех местах, где одна литосферная плита ныряет под другую как правило наблюдается вулканическая активность. Из магматических котлов на поверхность вырывается расплавленный камень, который застывая образует горы, правильная форма которых радует человеческий глаз. Люди издревле селились на склонах вулканов, не взирая на опасность, именно из-за их красоты... ну и из-за того, что на удобренных пеплом склонах охренительный урожай картохи вырастает.
Одним из самых красивых вулканов планеты вполне заслуженно считается Фудзияма, стратовулкан, величественный конус которого стал одним из символов Японии. Однако, Фудзияма не так безупречна как о ней обычно думают. В ее внешность, как у каждой настоящей красавицы, закралось небольшое несовершенство, имя которому кратеры Хоэй №1, №2 и №3.
16 декабря 1707 года Фудзияма взорвалась. Ее извержение длилось 17 дней и закончилось лишь в первый день нового 1708 года, став самым масштабным новогодним салютом за всю историю человечества, произошедшим, кроме прочего, в стране, которая даже не праздновала Новый Год по григорианскому календарю.
Как оказалось, за долгий период сна конус Фудзи успел отползти от породившего его магматического котла, поэтому рвущиеся наружу потоки газов и жидкой породы пробили юго-восточный склон и образовали там три небольших новых кратера, которые раз и навсегда нарушили симметрию горы.
Кратеру дали название по девизу правления использовавшемуся в те годы - Хоэй, в переводе значит "процветающая вечность", что могло бы сойти за постмодернистскую шутку, если бы речь не шла о средневековых японцах. А эти парни были смертельно серьезны.
На изображениях Хоэй появляется редко и чаще Фудзияма предстает с других, более "выгодных" ракурсов. Можно подумать, что его стесняются. Однако, например, у Кацусики Хокусая в альбоме "100 видов Фудзи", имеется гравюра посвященная этому "несовершенству" священной горы.
Взрыв Фудзиямы, а также некоторые другие неприятные события природного и не только характера отметили последние годы правления императора Хигасиямы. Ну, как сказать правления. В действительности страной в тот период управлял сёгун - крупнейший феодал и военный лидер. И в период нахождения на троне императора Хигасиямы сёгуном был Токугава Цунаёси, 5-й сёгун из династии Токугава. Но если уж быть окончательно честными, то и он толком ничем в стране не правил. Действительная власть находилась в руках высших чиновников его правительства, а сёгун... истово исповедовал буддизм, одаривал многочисленных любовников и любовниц чинами и землями (сёгун прославился не только многочисленностью любовников, но и крайней неразборчивостью в связях, о чем взапой сквернословили его современники), и вошел в историю под прозвищем "собачий сёгун", придумав средневековое зоозащитное законодательство.
В 1695 году по указу Цунаёси в Эдо открылся первый в Японию питомник для бродячих собак (а может и первый в мире, я уж точно не знаю). Кроме этого, сёгун успел издать целую прорву указов, которыми гордились бы и современные радикальные зоозащитники. Бродячих псов запрещалось убивать, избивать и поедать. Им следовало оказывать знаки уважения, которых далеко не каждый человек удостаивался в то время. За нарушение - в лучшем случае избивание палками, а в худшем... сами понимаете. Все это дико звучит даже из уст современных любителей животин, а уж в те времена и подавно должно было выглядеть... уж даже не знаю как. Средневековье все-таки на дворе, не то что о правах животных, о правах человека еще слыхом не слыхивали. Словом, собачкам в Эдо жилось неплохо, а вот людям наоборот.
Есть версия, что такое рвение сёгуна было отнюдь не бескорыстным. У Токугава Цунаёси не было сына-наследника и какой-то монах нагадал ему, что дело, дескать, в плохой карме. Не иначе как прошлой жизни почтенный правитель обидел или убил псину. Ну и все, теперь отдувается. И Цунаёси пытался исправить свою карму нещадно третируя своих подданных абсурдными законами. Под конец условия жизни в Эдо стали столь невыносимы, что жители стали понемногу покидать город. Потом произошло землетрясение 1703 года. Потом неурожай. Тайфун. Неурожай. Под занавес концерта, как вишенка на торт, вышеупомянутое извержение Фудзи 1706 года. В итоге разразился экономический кризис.
В 1709 году Токугава Цунаёси умер в возрасте 62 лет. Наследник у него так и не родился.
Эпизод 2. Великий мир и ронины
Тем не менее, именно с именем не самого великого правителя Токугава Цунаёси связан период Гэнроку, период удивительного взлета ремесел и искусств Японии. Хотя, тут все естественно, в Японии, после долгих лет феодальных войн наконец установился мир. Власть сёгуна абсолютна, самурайские мечи убраны в ножны. Вот культура и поперла со всех щелей.
Именно в период Гэнроку (с 1688 по 1704) появились такие визитные карточки японского искусства как резные фигурки нэцке, цветные гравюры укиё-э и театр Кабуки. Появились новые жанры в литературе. Все уже существовавшие виды искусств достигли новых вершин.
Хонами Коэцу создает в этот период чайную чашу Фудзи-сан - национальное достояние Японии.
Огата Корин рисует великолепные ширмы.
В эти же годы пишет свои стихи Мацуо Басё.
"Ветер с Фудзи-горы
подхвачу на веер - пусть будет
гостинцем из Эдо!"
На фоне всей этой благодати в 1703 году произошла весьма примечательная история о мести 47 ронинов из Ако, ставшая одной из ключевых для японского национального сознания. Для них 47 ронинов все равно что для русских Иван Сусанин, топящий в болоте поляков в глубинах генетической памяти.
В чем там суть. Во дворце сёгуна произошел неприятный инцидент. Молодой даймё Асано вспылил и обнажив меч бросился на вербально оскорбившего его вельможу, даймё Киру, ранил его, но убить не сумел. Однако, обнажить меч во дворце сёгуна - страшное преступление и Асано велят совершить сэппуку. После его смерти владения в Ако конфискуют, а сам клан Асано распускают.
Тут стоит отметить, что для многочисленных вассалов смерть их сюзерена означала катастрофу. Самураи лишались не только должности и денежного довольствия, благ и привилегий жалованных им сюзереном, но зачастую и перспектив в жизни. Ронина из позорно прекратившего существование клана на работу мог никто и не взять. Люди эти часто нищали, спивались и шли на большую дорогу разбойничать. Не удивительно, что в мести и ритуальном самоубийстве они видели вполне приемлемый выход из ситуации.
Именно такое решение приняли осиротевшие вассалы Асано под предводительством Оиси Куроносукэ. Они спланировали и осуществили свою месть в полном соответствии с буквой и духом бусидо. На это у них ушло почти три года, в ходе которых они терпели нужду, прятались и шпионили за своим врагом. Сам Оиси изображал моральное разложение в Киото, пьянствовал и шастал по борделям, чтобы продемонстрировать упадок духа и отчаяние, пока его люди незаметно приготовляются к мести. А один из ронинов даже женился на дочери строителя усадьбы Киры, с целью выкрасть планы постройки.
В конце концов настал час икс. В назначенную ночь ронины напали на усадьбу, побили охрану, изловили и обезглавили своего врага. Голову Кира они отнесли на могилу своего господина, после чего сдались властям. История о самураях из Ако мгновенно разлетелась в народе и они превратились в героев. Официально весь этот боевой самурайский гопак не поощрялся, но народ, да и знать, по-прежнему считали, что так и должны себя вести мужики. Сёгун не мог их помиловать, но глядя на их растущую популярность, разрешил совершить сэппуку вместо проведения положенной в такой ситуации казни. В живых остался только один из исполнителей мести, самый младший по рангу, которого товарищи отправили на родину рассказать людям о свершившемся. Его официально помиловали. Честь клана Асано была восстановлена, даже часть владений вернули.
Такая вот история.
Эпизод 3. Кино, сакэ и го
История о сорока семи ронинах оказалась настолько важной для японцев, что многократно отражалась в их культуре, в изобразительном искусстве, литературе и позднее в кино. Был даже богомерзкий голливудский фильм с Киану Ривзом, но его даже трехметровой палкой тыкать противно.
Я решила сравнить три фильма от признанных мастеров японского кинематографа: Кэндзи Мидзогути, Тосио Мацумото и Хирокадзу Корээды.
Итак, начнем.
"Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку" - Кэндзи Мидзогути, 1941 год.
Думаю не будет лишним напомнить, что в 1941 году Японией правили настоящие фашисты. Военные фактически отстранили от управления гражданское правительство и с помощью крупного капитала установили диктатуру. Идеология стояла трех китах: национализм, шовинизм, монархизм. Причем насаждались они столь жестоко, что об оппозиции или мятеже и думать было невозможно, в стране действовала самая настоящая полиция мысли. Япония стояла на пороге совершения чудовищных военных преступлений.
Пришедшие к власти военные воспринимали новый уклад в том числе и как возвращение эры самураев, даром что многие из них происходили из самурайских родов и к эфесу положенной к мундиру шашки монтировали клинок прадедушкиной катаны.
История о 47 верных вассалах в таких условиях оказалась ко двору. Заказ отдали Кэндзи Мидзогути. Но получилось... вероятно, не совсем то, на что рассчитывал заказчик.
Мидзогути полностью отказался от демонстрации сцен боев и убийств. Так, сама месть и отсечение головы Кира остаются за кадром. За весь фильм (а он в двух частях и длится три с половиной часа) герои обнажают мечи лишь дважды. Первый раз в сцене, где Асано нападает на Кира. Второй раз в сцене дуэли между двумя второстепенными героями, ни один из которых в итоге не пострадал.
Также не показаны сцены сэппуку как самого Асано, так и его вассалов. Зато показаны три других самоубийства.
Первые двое - это отец и сын, вассалы даймё Асано. Отец когда-то был самураем, но по неизвестным причинам потерял должность и с тех пор дело его идут плохо. Однако, услышав весть о гибели господина он вместе с сыном является на порог к Оиси, дабы вернуться в дружину и в последний раз биться за честь клана. Оиси, которому приходится держать свои намерения в секрете, ничем не может его ободрить и уходит на совет вассалов. Отец и сын у ворот замка в Ако в отчаянии совершают самоубийство.
Третий самоубийца - та самая девушка из оригинальной легенды, на которой женился молодой ронин, дабы добыть планы поместья Кира от ее отца. Девушка, узнав о причинах исчезновения своего жениха является в дом, где ронинов держат в ожидании вердикта сёгуна. Ей удается поговорить с юношей и понять по его ответам, что он действительно полюбил ее, но долг оказался важнее. Она совершает самоубийство, чтобы воссоединиться с любимым на том свете.
Не стоит недооценивать силу воздействия сцен насилия в кино. Мидзогути, делая свой выбор в этом плане, добился вполне конкретной цели. В его фильме история 47 ронинов скорее трагичная, чем пафосная, и вызывает у зрителя скорее тоску по утраченным жизням, чем компульсивное желание залезть в кабину ближайшего Зеро и умереть за микадо. И это не смотря на то, что действия ронинов получают однозначно положительную оценку. В фильме даже есть диалоги о том, что в былые времена дескать были благородные самураи, а теперь вот настал мир и власть захапали подхалимы и трусы, которых всех недурно бы перерезать. Чистая отсылка к текущему политическому моменту.
Первая часть фильма вышла в прокат незадолго до атаки японцев на Перл Харбор. Вторая в 1942 году. Но не смотря на крайне сложный период в истории Японии Мидзогути снял не агитку для военщины, а красивый лиричный фильм по средневековой легенде, в котором показаны традиции и обычаи той эпохи, а также много элементов материальной культуры: ширмы, посуда, одежда, дома и сады, даже театр Но.
"Демоны" - Тосио Мацумото, 1971 год.
Прошло 30 лет.
Тосио Мацумото снял свой фильм по пьесе о 48-м ронине из Ако. Этот молодой воин после трагической гибели своего господина скрылся под выдуманным именем Генгобэй и ушел в загул, он пропил все деньги, даже все вещи продал и прогулял с гейшами. В особенности с одной, в которую не на шутку влюбился. Но вот приходит весть о том, что месть все же состоится, и чтобы войти в дружину всего то и нужно, что внести в общий котел 100 рё золотом. Слуга героя приносит ему собранные его вассалами по копеечке деньги (ну, вы знаете, средневековая вассальная матрешка, у каждого вассала есть свои вассалы, поменьше). Но Генгобэй становится жертвой обмана.
Коварная гейша на пару со своим мужем (выдававшим себя за брата, привет собачке Бакервилей) выманивает у влюбленного самурая всю сумму, да еще и смеется над несчастным.
Результатом становится резня, которой гейша и ее муж чудом избегают.
Оказывается, что этот парень, гейшин муж по имени Сангоро, чем-то прогневил отца и тот выгнал его из дому, после чего он и его жена скатились к столь прискорбной жизни, когда муж сводит жену с мужиками при деньгах и помогает их раскручивать. Однако недавно отец написал письмо, в котором он обещает простить сына, если тот добудет для их господина 100 рё золотом, чтобы господин мог поучаствовать в мести.
Так выясняется, что господин ради которого Сангоро обманул Генгобэя и сам обманутый Генгобэй - одно лицо. Два имени, но человек один.
В отличие от Мидзогути Мацумото не скупится на сцены жестокости. Фильм настолько страшный и пропитанный безумием, что его с легкостью можно ставить в топ триллеров всех времен и народов. Чего только стоит сцена в которой самурай расправляется с младенцем на глазах его умирающей матери, после чего отрубает ей голову (потом он еще и разговаривает с этой головой). Безумие Генгобэя, психика которого совершенно ломается под грузом происходящего кошмара, почти на уровне шекспировских трагедий. Он единственный в конце остается в живых, получает в руки не только 100 рё золотом, но и план усадьбы Кира. Да только ему эти вещи уже не нужны.
Месть в фильме Мацумото превращается в чудовищное клеймо, неотвратимый рок, ловушку из которой нельзя выбраться. Пусть даже самурай и решает потратить деньги на выкуп гейши из борделя, тем самым отказываясь от мести и выбирая жизнь. С пути уже не свернуть. Месть находит его и тут. И 100 рё золотом возвращаются в его руки окровавленными, как проклятая черная метка.
"Цветок" - Хирокадзу Корээда, 2005 год.
Месть ронинов из Ако в фильме Корээды лишь фон для истории другого мстителя, молодого самурая по имени Аоки Содзаэмон, для друзей Содза.
Отец Содзы поспорил со своим за игрой в го и был в драке убит (опасная игра это го), после чего юноша отправился в Эдо искать убийцу. Найти то он его нашел, а вот дальше... Трусость и весьма посредственные навыки фехтования не единственные препятствия на пути молодого самурая к мести.
Безденежный (а на деле обворованный родней) Содза селится в трущобах, там же, где коротают время и 47 ронинов, которые сыграют и в его истории не последнюю роль. Жизнь трущоб Корээда показывает в самых ярких красках. Местные жители вечно галдят, шутят и неистощимы на выдумки, хоть в кармане у них, как говорится, вошь на аркане. Это место полно жизни и застенчивый, погруженный в свои проблемы Содза втягивается то в чистку колодца, то в постановку ярмарочного спектакля о мести. Он даже пытается открыть школу для местной детворы и влюбляется во вдовую соседку. Словом, обстановка к мести не располагает.
В своих фильмах Корээда часто обращается к теме отцовства. И "Цветок" не исключение. Содза разбирается с наследием умершего отца. У его пассии подрастает сынок, отца которого настигла чья-то месть. Мужчина, которого ищет Содза, тоже сошелся с женщиной и растит ее сына, да они уже и общего успели родить. Даже один из ронинов клана Асано мечтает вернуться домой и научить сына плести сандалии из соломы. Отмщение - не единственный способ доказать свою преданность, сообщает герою его распутный дядюшка (очень колоритный персонаж, кстати). Месть порождает лишь новую меть. Да и о какой преданности речь? Преданность идеалу, мертвым предкам или живым людям, потомкам, которые в тебе нуждается?
С тем ронином, который хотел научить сына плести сандалии, связан эпизод, перекликающийся с классической легендой. В легенде младшего воина отпустили в Ако, чтобы он поведал людям клана о свершившейся мести. В интерпретации Корээды он попросту струсил. Дал деру и вернулся в трущобы. Местные жители увидев как он страдает пришли на помощь, предложив рассказать дома байку о том, что его дескать отпустил сам начальник Оиси, чтобы он поведал о случившемся на родине. Ну, после массового-то сэппуку опровергнуть это уже будет некому. Обрадованный внезапным спасением не только жизни, но и чести, последний ронин кидает вещи в котомку и простившись с благодетелями убегает домой, к семье.
Самураи созданы для войны. Но что им делать с собой, когда последняя война закончилась, а новых на горизонте нет? Стоит ли цепляться за катану или все же перековать ее на орало?
Содза в начале фильма говорит о том, что самурай должен быть готов умереть изящно, как опадает цветок сакуры. Чуть позже ему отвечают фразой примерно следующего содержания: "Готов поспорить, цветы сакуры опадают так изящно потому что знают, на следующим год они зацветут снова. Иначе они вовсе не стали бы опадать".
Размышляя об этом и о том какое наследство мужчина должен оставить своему сыну, Содза в конце концов выбирает жизнь. Встретившись со своим врагом он не обнажает меча, но предлагает тому привести сына в свою школу. С точки зрения самурая он бесчестит себя, ставит крест на всей своей прошлой жизни. Но вместе с тем открывает двери для новой.
Дабы сохранить лицо Содзы перед членами его клана, трущобная гоп-команда отыгрывает последний спектакль. С помощью свиных кишок и вдохновения им удается убедить чиновника сёгуната, что месть свершилась. На следующий день площадкой глашатай орет не только о мести 47 ронинов из Ако, но и о том, что Аоки Содзаэмон сумел отомстить и доказать свою крутизну.
Так юноша освобождается от прошлого, разрывает порочный круг мести, чтобы начать новую жизнь, в которой он будет учителем, мужем и отцом и каждая из этих ролей будет подходить ему занчительно лучше роли мстительного самурая. Как говорит его подруга, он сумел сделать из дер...ма рисовые пирожки, внутри своей души.
Ахтунг! В фильме съедают собаку и шутят про какахи. Но это все уместно и не слишком вопиюще :)
Заключение
Постмодернистская деконструкция, сама по себе, весьма полезная вещь. Она помогает избавить культуру от застарелых, отживших свой век элементов и установок. Прошлое не должно задерживаться, превращаться в мумифицированные "освещенные веками традиции", "истоки", к которым некоторые альтернативно одаренные все время предлагают нам вернуться. Деконструируя, к примеру, сюжет о спасении принцессы из башни, произведение искусства способствует освобождению общества от традиционалистских, патриархальных воззрений на семью и отношения между полами. Утверждает идеи феминизма (здорового) и равноправия. Этим инструментом, конечно, легко злоупотребить, но это уже другая история.
Самурайская культура не только наследие, которое нужно изучать и сохранять, это еще и гиря на ногах современного японского общества. Идея, которая очень крепко укоренена в сознании людей, не смотря на то, что давно уже не приносит им добра. Во многом послевоенная культура Японии посвящена именно деконструкции самурайства, выдавливанию из себя самурая по капле. От осенней грусти Мидзогути, через хтонические кошмары Мацумото к веселому абсурду Корээды, фильм которого радикально и окончательно разрушает легенду, отдавая предпочтение не благородному самураю, а трусливому пройдохе, потому что именно последний имеет и волю, и ум, и желание к жизни.
Такая вот история.