Чтобы привлечь инвестиции для стартапа или действующего бизнеса, придется постараться не только найти инвестора, но и доказать перспективность своей идеи. В условиях пандемии и всемирного кризиса возрастают требования к проектам, а это влечет за собой серьезную подготовку к "продаже" своей идеи или продукта на рынке инвесторов. Но, зная где искать инвестора и как презентовать свой проект, все возможно!
5 шагов, которые помогут вам получить финансовую поддержку даже в сегодняшней непростой экономической ситуации. Представленные советы основаны на личном опыте многих начинающих предпринимателей России и могут стать вашим настольным руководством для поиска инвестора.
Шаг первый: определение цели инвестиций
Инвестиции – это не сама цель, а только средства для ее достижения. Важно понимать и обосновать следующие вопросы (для себя и для инвестора в том числе):
- Зачем требуются деньги.
- Почему нельзя получить господдержку или субсидию от Фонда.
- Какая сумма является оптимальной.
- Насколько четко поставлена задача по реализации стартапа и продвижения бизнеса.
- Сколько вы готовы отдавать инвестору.
Если вы получите четкие ответы на все поставленные вопросы и имеете готовый план с цифрами и расчетами, то можно продолжить свой путь далее.
Шаг второй: выбор инвестора по типу
Причины понятны, цели поставлены и остается только найти своего инвестора. Но, не все знают, что спонсоры разделяются по типу, что влияет на бизнес, в том числе по продуктивности, сроку жизни и финансовым показателям.
- Венчурный инвестор – имеет только одну цель, которая точно не связана с длительным финансированием вашего стартапа. Его задача – купить дешево и продать дорого другом инвестору. Простыми словами, венчурный инвестор заинтересован в увеличении собственной прибыли за счет продажи доли в 2-3 или 10 раз дороже стартовой цены. Он поможет и даже будет заинтересован в вашем стартапе, но только до тех пор, пока не увидит, что пора выходить из проекта. Дальше – «растите» и действуйте сами.
- Дивидендный инвестор, напротив, нацелен на долгосрочное сотрудничество и получение пассивной прибыли от стартапа. Его интересует, чтобы компания максимально в короткие сроки вышла на положительные финансовые показатели, а впоследствии имела устойчивые EBITDA и cash-flow.
Это основные два типа инвесторов, которые также имеют подтипы.
Например, стратегический инвестор дает не только деньги, но также опыт, связи и знания. Он поможет решить рабочие вопросы и будет принимать участие в развитии стартапа, а не только вкладывать в него свои активы.
Просто спонсор – любой человек или компания, готовая профинансировать ваш проект без углубленного участия в развитие бизнеса. Такого инвестора можно поискать на курсах бизнес-ангелов, среди знакомых на площадках Сколково, РВК или у ФРИИ. Но и отдачи тоже ждать не следует – вы получаете финансы, он прибыль. На этом цепочка взаимодействия заканчивается.
Справка: найти спонсора для бизнеса в России можно среди знакомых и друзей, но лучше начать с фондов развития малого предпринимательства и государственных программ, в том числе субсидий от центра занятости и центра социальной защиты населения. Если требуется более 200 000 рублей, то тогда можно переходить к углубленному анализу инвесторов своего региона и всей России.
Шаг третий: инвестиционное предложение
Просто найти инвестора и заявить о своем желании получить финансовую поддержку – не лучший вариант и даже более того, обреченный на провал. Важно доказать, что ваш проект достоин внимания.
Если вы выбираете инвестиции по госпрограммам и через фонды, то внимательно изучите требования и сроки подачи заявок, а также составьте бизнес-план.
Если ваш путь – поиск прямого инвестора, то потребуется презентовать проект и представить финансовый план. Причем лучше подготовить сразу 3 варианта:
- оптимистический план – когда все будут с прибылью (обещания, но без фанатизма);
- реалистичный – рынок на текущий момент и ваши перспективы развития без завышенных показателей;
- пессимистичный – что будет, если случится обвал и главное, какую выгоду от этого имеет инвестор.
Большие таблицы не требуются, информация должна восприниматься легко и понятно. Помните, инвестор хочет получить ответы на 4 важных вопроса:
- Насколько вы разбираетесь в рынке и своих клиентах.
- Почему ваш бизнес не обанкротится завтра или через год.
- Какая вероятность того, что инвестор не потеряет свои деньги и получит прибыль.
- Сколько он заработает, вложившись в ваш проект.
Заинтересовать инвестора поможет грамотно составленный питч, например, по такой структуре:
- Проблемы и пути их решения.
- Достижения, текущее состояние проекта, метрики.
- Бизнес-стратегия.
- Этапы развития.
- Конкуренты и рынок.
- Ваша команда.
- Инвестиционный запрос – зачем, сколько, почему, результат.
Важно! Обязательно предложите свои варианты выхода инвестора из проекта и помните, что прибыль от вашего стартапа должна быть выше банковских процентов!
Шаг четвертый: поиск инвестора
Найти своего инвестора можно разными способами. Например, через форумы, социальные сети и даже СМИ.
Мы подготовили несколько площадок, где встретить инвестора можно чаще всего, а также представили полноценные платформы инвесторов и бизнес-ангелов:
- Международная ассоциация инвесторов, где можно получить на развитие проекта и реализацию бизнес-идеи от 300 т. до 1 млрд. рублей.
- FSB Center готов инвестировать в ваш проект от 10 млн. до 10 млрд. ₽.
- SMPL площадка, где группа частных и корпоративных инвесторов рассматривают заявки на финансирование в пределах от 5 млн. до 5 млрд. ₽.
- Topinvestsearch – аналогичный ресурс, на котором малый и средний бизнес может рассчитывать на спонсорскую поддержку в пределах от 200 т. до 100 млн. ₽.
- Pro-Startup позволяет привлечь венчурные инвестиции в разработку ПО, мобильные приложения, финансирование и иные ниши в сумме от 500 т. до 600 млн. ₽.
- Фонд посевных инвестиций РВК ориентирован на финансовую поддержку инновационных российских разработчиков. Сумма инвестиций может достигать 25 млн. ₽.
Также можно найти инвестора на известных площадках типа инвесторов.нет или сайтах для стартапов и бизнеса (beboss.ru, businessesforsale.ru, business-platform.ru, start2up.ru, biznet.ru, business-asset.com, investtalk.ru, rb.ru, investbaza.ru и т.д.).
Шаг пятый: проверить инвестора
Даже если на ваше предложение откликнулся только один инвестор, не стоит радоваться такому событию и принимать предложение от неизвестного человека. Проверьте своего инвестора самыми доступными способами. Например, узнайте о нем у того, кто получал ранее спонсорскую помощь, найдите его соратников и коллег и обязательно уточните следующие моменты:
- Какой у человека характер?
- Делится ли он своими знаниями и опытом или остается сторонним наблюдателем?
- Любит ли он вводить в команду своих людей и вмешиваться в рабочие вопросы?
- Насколько глубоко он разбирается в рынке?
- Адекватный человек или от него можно ожидать самые неожиданные поступки?
И напоследок совет – не принимайте помощь от инвестора, в портфеле которого были или есть ваши прямые/косвенные конкуренты. Это позволит избежать нежелательных конфликтов в будущем!
Верьте в себя и свое дело! Кризис – лучший период для развития и запуска стартапа, а инвестор об этом знает не хуже вас!
Больше статей о льготном финансировании, грантах, субсидиях, сервисах и новостях из сферы бизнеса читайте на официальном сайте Бизнес Пропаганды