Найти тему
Я шагаю по Европе

Почему мне не понравилось учиться в Праге?

Оглавление

С образовательной системой Чехии я столкнулась в самом начале своего обучения по программе ERASMUS MUNDUS. Я отучилась один семестр в Карловом университете в Праге на факультете социальных наук по программе European Politics and Society, поэтому мой опыт может отличаться от опыта "full-time" студентов, зачисленных непосредственно на магистерские программы, предлагаемые университетом.

К сожалению, сейчас, после семестра в Ляйдене, я могу сказать, что пражский опыт был скорее отрицательным, чем положительным. Ниже приведу несколько моментов, которые меня смутили.

Относительно невысокое качество образования

В сравнении с Ляйденом и российским вузом, где я обучалась на бакалавриате, Карлов университет где-то по середине. С одной стороны, учиться сложнее, чем в России, но это, в большей степени, было связано с тем, что именно там началось моё обучение, было очень много нового и необычного, к чему нужно было привыкнуть. Пары проходили достаточно стандартно для зарубежного вуза: подготовка дома (чтение литературы) и лекция в классе, прерываемая на вопросы студентам. Иногда секция с ответами на вопросы от преподавателя переносится в конец пары и занимает около 10-15 минут.

Большие вопросы вызывало содержания лекций - особо никакой новой информации мы не получали. У всех студентов моей группы есть предыдущее образование в сфере международных отношений. Это не остановило профессоров, и нам показывали политическую карту Европы и рассказывали о местоположении стран, на каких языках там говорят и к какой языковой группе они относятся. Очень спорный момент для тех, у кого уже есть диплом о высшем образовании, не так ли?

С другой стороны, нам очень повезло с приглашёнными профессорами - их лекции были интересными и содержательными.

Сложная коммуникация с преподавателями

Во-первых, необходимо соблюдать субординацию и обращаться к преподавателю по званию / степени (доктор, профессор и проч.). Для людей из СНГ это не проблема, но мои европейские одногруппники очень негодовали. В большей степени, их негодование было связано с тем, что преподаватели выполняли свою работу "на отвали": не выполняли свои обещания, ооочень долго проверяли работы и не давали комментариев к оценке (или ограничивались несколькими общими фразами). Некоторые работы нужно было сдавать несколько раз в течение семестра, и за неимением оценки за предыдущие, нам просто приходилось делать всё наобум, из-за чего терялся смысл обучения - ты просто повторяешь одни и те же ошибки из работы в работу. В этом смысле Ляйденский университет давал гораздо больше поддержки: работы оцениваются по определённым критериям, и преподаватель расписывает, что было сделано не так, а что хорошо. С опорой на эти данные гораздо проще выполнять подобные работы.

Как это переводится, чувак?

Я учусь 100% на английском, на нём проходят все лекции и семинары, сдаются письменные работы и экзамены. Поэтому мы были очень удивлены, когда обнаружили, что некоторым преподавателям сложно изъясняться.

Небольшой объём домашней работы

Большой плюс заключался в том, что подготовительная работа заключалась в прочтении пары статей. Экзаменов у нас также не было, итоговая оценка складывалась из посещения (здесь просто присутствие) и эссе.

Уроки чешского

Уроки чешского скрашивали скучные учебные будни. У меня были замечательная преподавательница и забавные одногруппники с других программ факультета, с которыми мы очень сблизились за время семестра. Если у вас будет желание и время, обязательно запишитесь на курс чешского. Во-первых, для носителей других славянских языков он несложный. Во-вторых, в Чехии не так распространён английский, например, с комендантом общежития на английском вы не объяснитесь. Кстати, люди пожилого возраста иногда говорят по русски (:

По традиции, итог.

Плюсы:

  • относительно невысокая нагрузка и требования;
  • большие связи факультета социальных наук с профессорами других факультетов / профессионалами не-академиками;
  • возможность совмещать обучение со стажировкой, которую можно найти также пользуясь связями университета.

Минусы:

  • невысокое качество образования (наполнение лекций, проблемы с подачей материала);
  • некоторые преподаватели недостаточно хорошо говорят по английски;
  • отсутствие фидбека от преподавателей.

* В этой статье я описала свой личный опыт, который может не совпадать с опытом и мнением других людей.

Если вам понравилась статья и оказалось полезной, поддержите меня лайком и комментарием (: