Группа общественного контроля «Грузавтотранс» и Новых людей объявила флешмоб по проверке АПВГК
В Челябинской области группа общественного контроля ассоциации «Грузавтотранс» и партии «Новые люди», которая проводит антикоррупционный автопробег объявила о начале флэшмоба по тотальной проверке автоматических пунктов весогабаритного контроля и призвала общественников, перевозчиков и партийных активистов по всей стране подключиться к акции.
Мера эта вынужденная и экстренная, поскольку как проказили результаты автопробега уже по шести регионам России, все без исключения АПВГК, которые обследовали общественники, работали некорректно, а значит штрафовали грузоперевозчиков на огромные суммы необоснованно. 31 августа общественников встретила большая группа челябинских грузоперевозчиков, чтобы наглядно показать, как действуют посты весогабаритного контроля в области.
Взвешивание или выбешивание?
Место встречи было совершенно конкретное - западный обход Челябинска в районе поселков Томино и Полетаево, где с недавнего времени начали функционировать два автоматических пункта весогабаритного контроля, превратив жизнь перевозчиков в настоящий кошмар.
«Нам известно, что с середины июля в Челябинской области начали действовать пять АПВГК. Перевозчикам сразу полетели штрафы, «письма счастья», как они говорят, - комментирует ситуацию Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс», член общественного совета Ространснадзора, руководитель комитета по транспорту партии «Новые люди». - Мы приехали сюда, чтобы обследовать рамки весового контроля и выслушать автогрузоперевозчиков, потому что кроме нас никто в их проблемы и доводы вникать не хочет».
На Полетаевской рамке обсуждение новых бед, возникших у перевозчиков, шло очень эмоционально.
Владимир, перевозчик: «С появлением здесь автоматического пункта весогабаритного контроля к нам полетели штрафы, хотя у нас новые машины и ходят только по норме. Но как проезжают Полетаевскую рамку, так она фиксирует негабарит. У меня даже DAF LF, самая маленькая машина, по ширине здесь никогда не проходит. Посмотрите информационное табло, как только едет тентованная машина, так оно показывает негабарит. Ветер раздувает тент, и за этот воздух – 150 тысяч рублей штрафа! АПВГК не только на тенты, даже на термобудки «вольво», которые стандартны по размеру, выстреливает».
Дмитрий Сергеевич, юрист, представитель перевозчиков: «Вместе с представителями министерства транспорта области и завода-изготовителя оборудования мы проверили Полетаевскую рамку. Восемь раз на глазах у комиссии грузовик проехал этот пункт, при этом разнобой в показаниях веса составил около 4 тонн или 19%. А это штраф. Аналогичная ситуация и с габаритными показателями. Из восьми проездов машина, которая точно в габарите, в чем удостоверились все присутствующие, показала одно превышение на штраф. Размер штрафа за негабарит свыше 10% составляет 150 тысяч, а сколько за месяц их может привезти только одна транспортная единица? Ни один перевозчик этого не выдержит. Мы спрашиваем: «Это точно рамка?» Мне кажется, там сидит какой-то астролог, который считает цифры».
Фарид, перевозчик: «Возим зерно, загружаем по нормативу, нас элеватор взвешивает, перегруза там не допускается. Мы спокойно проехали в Башкирии, на стационарных весах взвешивались, а с Полетаевской рамки звонит водитель и говорит, что она зафиксировала перегруз 6,5 тонн! Три зерновоза шло и получилось 900 тысяч рублей. Постановление на штраф уже пришло. Полетаевский пост измеряет вес некорректно, а наказывают меня, работающего по нормативам».
Всего в Челябинской области с 16 июля введены в рабочий режим пять АПВГК. Проверенные группой общественного контроля посты в Полетаево и Томино, нащелкивают штрафы в бешенном темпе. По информации перевозчиков, только с одной рамки в сутки получаются до шестисот.
«На этих рамках установлены информационное табло, и мы обратили внимание, что из 10 тентованных грузовиков, которые прошли здесь за 10 минут, на всех сработало табло, предупреждая о зафиксированном негабарите, - говорит Владимир Матягин. - При этом тенты были натянуты по стандарту, не было никаких надстроек над машинами. Тут же отмечу, что стоит только тенту немного надуться под порывом ветра, что совершенно естественно, как рамка контроля реагирует. Это какое-то «золотое дно» для собственника АПВГК – государственно-частного партнерства, которое необоснованными штрафами обирает перевозчиков. Давайте разберёмся как это происходит. На обеих рамках мы нашли серьезные нарушения, которые влияют на корректность замеров. Это колейность, уклоны и наклоны дороги. Дорожное полотно точно не ремонтировалось последние пять лет, а в соответствии с правилами эксплуатации весов, поверхность, в которую встроена рамка, должна быть идеально ровная. На подъезде к постам видны ямы, это также не допустимо по регламенту. Ящики с метрологическим оборудованием почему-то не опломбированы, значит в работу приборов может вмешаться кто угодно. Кроме того, мы обратили внимание, что для установки рамок подбираются самые неподходящие участки дороги. Это близость к поворотам дорог, после которых груз балансирует и весы показывают неверную осевую нагрузку. А также рамки установлены, ка раз в тех местах, где по краям дороги вырублены просеки. Они-то и дают эффект трубы, создавая постоянный ветер».
Очередной водитель фуры, на которую среагировало табло рамки, остановился сразу за постом АПВГК. Группа общественного контроля спросила: «Что случилось?». «Перевариваю информацию», - ошарашенно сказал дальнобойщик. Таких сюрпризов здесь не ожидал не он один.
Отмахнулись от проблем
У перевозчиков, при том, что их обирают незаконно, нет никакого шанса избежать финансовых потерь, кроме как обратиться в суд. Даже в региональном министерстве, представителям которого челябинские транспортные компании наглядно продемонстрировали, как работают, а точнее не работают рамки, отмахнулись от проблемы и сказали перевозчикам: «Обращайтесь в суд». Но судебных залах к рассмотрению таких дел относятся поверхностно: если есть заключение метрологов о том, что оборудование АПВГК проверено, значит, плати штраф.
«Отрасль автомобильных грузоперевозок – кровеносная система страны, и сейчас ее уничтожают необоснованными многомиллионными наказаниями, - продолжил Владимир Матягин. - Что будет со всеми нами, если грузоперевозки остановятся хотя бы на день? Это катастрофа, а недельная остановка вызовет коллапс в экономике. Именно сейчас нужно реагировать на эту ситуацию еще и потому, что автоматические пункты весогабаритного контроля установлены пока на региональных дорогах, но в 2024 году планируется ввести 417 рамок на федеральных трассах. Некорректной работой они просто разорят перевозчиков, и мы все очень быстро это почувствуем, оставшись без продуктов питания, строительных материалов, да всего, что необходимо для нормальной жизни каждого человека».
Мы не против весогабаритных постов, заявила группа общественного контроля, но законы должны быть одинаковы для всех. Если автоматический пункт считал перегруз или негабарит, у водителя должна быть возможность пройти контрольные замеры, то есть рядом с каждым автоматическим пунктом, который проводит замеры в динамике, обязательно нужен стационарный контрольный пост.
Ассоциация «Грузавтотранс» и партия «Новые люди» намерены добиваться отмены всех необоснованных штрафов и закрытия всех некорректно работающих постов весового контроля, и призвали общественников, перевозчиков и партийных активистов подключится к флешмобу по тотальной проверке АПВГК. Всю информацию нужно отправлять на почту ассоциация «Грузавтотранс». Она будет обобщена и направлена в СКР, Генпрокуратуру, Росстандарт и губернаторам регионов.
«Тот, кто благодаря штрафам наживается сейчас на перевозчиках, фактически залазит в кошелек каждого из нас, ведь вся эта ситуация влияет на конечную цену товара или продукта, - заключил Владимир Матягин. – Мы хотим положить конец беспределу на российских дорогах, потому что люди для нас важнее».
Итоги и стратегия
За «круглым столом» группа общественного контроля, перевозчики и активисты партии «Новые люди» подвели итоги дня.
«Наша разобщенность делает нас легкой мишенью, - уверен Владимир Матягин. – Давайте соорганизуемся, тогда можно будет эффективно бороться со всеми коррупционными проявлениями. Такой опыт у нас есть в Екатеринбурге. Мы уже подготовили ряд законодательных инициатив, которые необходимо ввести на федеральном уровне, чтобы спасти отрасль автогрузоперевозок от краха. Пока же действующее в транспортной сфере законодательство лишено какой-либо логики и совершенно не учитывает экономическую составляющую отрасли».
Владимир Васильевич обратился к челябинским перевозчикам с вопросом, какие проблемы еще их беспокоят. Это отмена льгот на имущество и транспортный налог для малых предприятий, неравная конкуренция, которая возникает в результате работы «серого» рынка транспортных услуг, неразвитая инфраструктура для соблюдения обязательного режима труда и отдыха. Кадры стареют, а молодежь не стремится идти в дальнобойщики. При этом машины сейчас с каждым годом становятся все сложнее, появилось много электроники, значит, и водитель должен обладать высокой квалификацией. Заработок должен быть таким, чтобы человек понимал, зачем он живет подолгу вдалеке от дома. В условиях, когда фискальные и другие финансовые нагрузки растут, сложно держать достойный уровень заработной платы.
«Реализация наших инициатив позволит сделать рынок более честным, - заключил Владимир Матягин, - поэтому я рад, что вы их поддерживаете. Здесь был отмечен важный нюанс. Все машины и наши водители стоят на воинском учете и эта отрасль стратегическая, ведь если не дай бог что, железная дорога есть не везде. Когда началась пандемия, министр транспорта России специально подписал к нам обращения, чтобы мы работали и не допустить перебоя с продуктами. Так давайте действовать сообща, иначе мы забываем, насколько мы важны для страны. Вместе мы добьемся гораздо большего».