Фильм «Афоня» имеет неожиданно много положительных отзывов среди зарубежных зрителей, вопреки мнению, что работы Георгия Данелия может адекватно воспринять только советский / российский киноман, а иностранцы способны лишь обращать внимание на «беспробудное пьянство русских» и «серость советской жизни».
Интересный сюжет, забавные ситуации, трогательная история любви и хороший портрет советской жизни 70-х годов
“Один из лучших фильмов российско-советско-грузинского режиссера Георгия Данелия. Насколько можно судить, из всех его гениальных работ «Афоня», пожалуй, самая любимая российскими людьми и самая цитируемая.
Этот фильм - трагикомическое путешествие в мир сантехника средних лет Афанасия Борщова (Афони), начинающееся как раз тогда, когда в его жизни наступает очередная черная полоса: его оставила женщина, проблемы с работой, и, да, есть некоторая алкогольная зависимость. На первый взгляд, Борщов - чрезвычайно веселый человек, хотя иногда довольно циничный и саркастичный. Но по мере того, как фильм продолжается, а зритель погружается во внутренний мир героя, Данелия и Куравлев (актер) раскрывают неожиданную драматическую глубину персонажа, показывая такое важное социальное явление, как переселение деревенских людей в большой город и «заражение» их городским образом жизни.
Первая половина фильма довольно зрелищная, здесь сосредоточено большинство приколов и юмористических ситуаций. Затем идет мелодраматическая и довольно грустная вторая часть, показывающая отношения Борщова и молодой медсестры Кати, и как эти отношения перерастают из легкого флирта на дискотеке в глубокую и отчаянную любовь (блестящая игра Евгении Симоновой). Общая идея фильма в моем понимании - это возвращение героя к истокам, в деревню, сдувающее эмоциональное онемение и фальшивое веселье Афони, раскрывая красивую и любящую душу.
В этом фильме нет визуальной изысканности более поздних работ Данелии (особенно его потрясающего сюрреалистического научно-фантастического фильма «Кин-дза-дза»), а операторская работа вполне традиционна. Но монтаж очень выразительный и порой кардинально меняет настроение фильма. Также необходимо добавить, что этот фильм - одно из лучших изображений советской городской жизни 70-х годов, поэтому он имеет определенную историческую ценность. Я бы дал этому фильму 8 баллов из 10, а среди работ Данелии поставил бы его на второе, если не на первое место. Если этот фильм будет адекватно переведен и озвучен, а не только снабжен субтитрами, западный зритель тоже сможет получить от него удовольствие.”
/phume (10 баллов из 10)/
Очень качественно
“Это второй фильм Данелии, который я видел. Я искал его после того, как посмотрел «Кин-Дза-Дза». Этот фильм тоже своего рода фантастичен, в самых разных смыслах, но, главное, он показывает, что за завесой юморного цинизма скрываются глубокие переживания и драма. Это создает одновременно трагедию и комичность, а фильм бесхитростный, но не тупой.
Как можно предположить из одноименного названия, это не тяжелый сюжетный фильм, а характерный фрагмент из жизни Афони, заглавного героя, который, кажется, постепенно превращается в никого. Он производит впечатление человека, который делает все неправильно в своей жизни: требует себе учеников на работе только для того, чтобы они быстро от него сбежали; оскорбляет своего босса; оставляет затапливаемый дом на произвол судьбы, потому что не хочет работать сверхурочно; приводит домой пьяных незнакомцев; преследует женщин, которым он как мужчина не интересен, и игнорирует тех, кто есть.
И так как он сам все делает не так, то выглядит это подчас довольно забавно. И какими бы разрушительными ни были его действия, они показаны нам так, чтобы он казался симпатичным и немного жалким, но не презренным. И постепенно, с незаметным переходом, мы понимаем, что он не просто все делает неправильно в своей жизни, но что он просто крайне подавлен и безразличен к себе и ко всему.
Ситуация становится еще печальнее для нашего героя, когда он приходит домой к тете, которая его воспитала, обнаруживает, что ее больше нет, и осознает свою черствость в том, что никогда не писал и не справлялся о ней.
Очень тонкая работа, игра и режиссура превосходны, фильм одновременно очень забавный и очень грустный, герой одновременно ужасен и очень симпатичен. Очень простой, но очень запоминающийся.”
/hte-trasme (9 баллов из 10)/
Идеальная визуализация человеческих отношений в одной большой стране
“Один из моих любимых фильмов из СССР. Предлагает зрителю характерный психологический фон. Многие склонны думать, что «Афоня» - это комедия, но я бы скорее назвал ее трагической комедией. В фильме показаны многие подробности жизни гражданина СССР в целом, но я бы сказал, что он он еще глубже и пытается проанализировать человеческие отношения, особенно это видно в дискуссиях между главным героем и его приятелем, который остается у него дома, после того, как жена его прогоняет.
Данелия сделал фильм очень близким к реальности, и, наверное, каждый, кто жил в СССР, мог узнать там себя. Обманутые надежды, упущенные в прошлом шансы, неразделенная любовь - все есть. До самого конца не представляешь, чем это закончится, как в жизни. Некоторые моменты заставляют вас плакать, некоторые смеяться, но я думаю, что нет момента, когда вы остаетесь равнодушными к действиям на экране. Отличная работа Данелии!”
/baltic-1 (10 баллов из 10)/
прямо как Симпсоны, только лучше
“Данелия - мой любимый российский кинорежиссер, в основном из-за его культовой классики «Кин-дза-дза». Я, наконец, добрался до «Афони» и нашел это шедевром. Данелия обладает уникальным талантом сарказма по отношению к своим персонажам в сочетании с невероятной любовью и состраданием к ним. Эта комбинация немного напоминает мне старые серии Симпсонов, только там больше сарказма и меньше любви.
Афоня - один из моих любимых типов героев, классный клоун, который на стороне заколачивает деньжата, всегда попадает в неприятности и пытается найти выход из них. Я знавал пару таких на протяжении многих лет, и в конце концов узнал, что их ужимки - это лишь прикрытие пустоты, которая накрывает их, когда они перестают шутить. Часто они сами этого не осознают, но хорошо, что Афоня это осознал.”
/unata (10 баллов из 10)/
“Сантехник Афоня (Леонид Куравлев) - беззаботный парень, который ничего серьезного в жизни не решает и не контролирует. Он даже не хочет. Однако со временем он начинает осознавать некую пустоту, проходящую мимо жизнь. То, что он одинок, скорее помогает Коле (несравненный Евгений Леонов), но сам он постепенно погружается в собственную опустошенность и непонимание других. Фильм впечатляюще отражает советскую действительность 1970-х (многоквартирные дома, общественные собрания и т.д.).”
/Kkahunaa (4 балла из 5)/
Ку! (Не путайте с кю!): отзывы иностранцев о фильме "Кин-дза-дза!"
Понравилась статья? Жмем "палец вверх" и подписываемся на канал, чтобы узнавать больше интересного о том, что думают о нас и нашей культуре за рубежом!