Идея саморазвития актуальна сейчас как никогда раньше. Инфопростаранство изобилует всевозможными курсами, практиками, коучами, психологами различной степени академичности. Существую специальные тренинги для раскрытия женственности, мужественности, «денежного потока», «материализации желаний» и т.д., и т.п. Для многих походы по таким мероприятиям превратились в образ жизни, и коллекции различных дипломов и сертификатов уже не влезают в шкафы. При том, что сама их жизнь от этого практически не изменилась.
Что же такое развитие, и почему на эту тему так много спекуляций? Сразу стоит отметить, что это процесс качественного изменения, а не количественного. Первое не отменяет второе, а наоборот, оно его дополняет. Собрав различные знания, навыки и компетенции, человек может начать замечать общие принципы, взаимосвязи и схожести различных явлений как в природе, так и в социальном организме. Само слово «развитие», как бы подсказывает, что человек, идущий по этому пути, раз за разом выходя на новый виток, открывает для себя новые горизонты и грани жизни.
Отсюда первый важные элемент развития – широкий кругозор. Можно всю жизнь интересоваться только ногтями, косметикой, или микробиологией, и при этом быть замечательным косметологом, или выдающимся учёным. И это можно считать ростом профессиональных навыков, но никак не развитием.
Широкий кругозор – это только благодатная почва для ростков, и чтобы она не поросла сорняками, над ней надо трудиться. Пассивное накопление информации не делает человека умнее. Полученную информацию необходимо пропустить через себя и встроить в своё активное сознание. Таким образом, информация становится знанием.
Отсюда важность качества потребляемой информации. Так же как нельзя говорить о здоровье, питаясь одним фастфудом, так и невозможно говорить о развитии, потребляя пустой инфомусор. И речь тут идёт как о сми, соцсетях, так и о всевозможных тренингах. Если после остаются лишь эмоции, то и польза (если она была) пройдёт вместе с ними.
Конечно, есть и такие знания, который не только тормозят развитие, но и блокируют его в принципе. Например, умение выполнять всякие «фокусы» типа НЛП и пикапа. Если специалист использует какой-нибудь психологический приём при работе с человеком, чтобы помочь ему обойти и решить его проблему, то это верное использование знаний. Но немало потребителей курсов того же НЛП идут туда за умением манипулировать. И если в первом случае, происходить рост специалиста и развитие человека, то во втором только нравственная деградация манипулятора.
Вот мы и подошли ко второму важному элементу развития – борьба со своими пороками. Очень часто на «развитие» человека мотивирует желание доминировать над другими. Желание казаться вытесняет желание быть. Люди ищут не истину, а себя в истине.
Человек рождается чистым. Пороки «налипают» на него из внешней среды, которая начинается от родителя и становится шире по мере взросления. Самостоятельно крайне сложно бывает справится с ними. Во-первых, необходимо докопаться до реальных причин их возникновения, а для этого просто обязательно нужно отойти от привычных шаблонов восприятия. Во-вторых, многие гордятся тем, что по сути их тормозит. И чтобы человек это осознал и нашёл силы отказаться от собственных оков, обычно требуется взгляд со стороны.
Продолжение следует…
Возможно, будет интересно: