Где-то с 300 года до нашей эры до сегодняшнего дня идет непримиримый спор. Спор о способе быть счастливым. Базово, есть две точки зрения на этот вопрос.
Одни, даже сами того не зная, являются приверженцами гражданина Эпикура. Основная его мысль в том, что для счастья необходимо только две вещи: атараксия (свобода от психических расстройств) и апония (отсутствие физической боли). Приверженцы эпикурианства считают дискомфорт в целом негативным, а значит, устранение угроз и проблем для них — ключ к более счастливой жизни. Они не считают страх и боль необходимыми или полезными, а вместо этого сосредотачиваются на том, чтобы наслаждаться жизнью.
В противовес им — сторонники гражданина Эпикета, известного философа-стоика. Люди, которые следуют стоическому стилю, видят счастье как нечто, зарабатываемое огромными жертвами. Я бы даже усугубил: для современного стоика жертва часто является мерилом огромности результата.
Такие люди трудолюбивы, живут ради будущего и руководствуются принципом «Grow a spine and do your duty». Иными словами, стоики видят ключ к счастью в преодолении боли и страха, а не в их активном избегании. Надо сказать, что эпикурианцы и стоики весьма друг с другом не ладят. Об этом легко можно почитать в комментариях почти ко всем постам.
Для Эпикура несчастье — следствие негативных мыслей, включая ненужное чувство вины, страх перед вещами, которые мы не можем контролировать, и сосредоточенность на неизбежно неприятных сторонах жизни. Его решением было изгнать их из головы.
С этой целью он предложил «лекарство четырех» : не бойтесь Бога; не беспокойтесь о смерти; то, что хорошее, легко получить (занижая свои ожидания); то, что ужасно, легко переносить (концентрируясь на приятных вещах даже в разгар страданий). Разумеется, выполнение этих правил тем проще, чем больше мы окружаем себя дружелюбными людьми в мирной обстановке.
Стоический подход можно определить как жизнь, посвященную нашему величайшему потенциалу в служении нашим высшим идеалам. Для стоицизма характерны принципы морализма — изменение того, что мы можем сделать, чтобы сделать жизнь лучше, а также принятие того, что мы не можем изменить. Морализм — это принцип, согласно которому моральная добродетель должна определяться и соблюдаться ради нее самой. «Прежде всего скажите себе, каким человеком вы хотите быть, — писал Эпиктет в своих «Беседах » , — а затем продолжайте то, что вы делаете». Другими словами, создайте для себя кодекс добродетельного поведения и живите по нему, без лазеек для удобства.
Какой же подход более верный?
Правильный ответ — никакой. Я верю, что гораздо большего можно добиться в сочетании этих подходов, не впадая в крайности. Раз в год я создаю план на год, который можно считать моим «планом счастья». В нем находятся как те вещи, которые можно отнести к категории «должен», так и те, что я отношу к категории «нравится». Их сочетание я, механистически, оставляю 50/50.
Иными словами, на одну задачу, требующую сил идти «против ветра» я планирую одну, выполнение которой априори не принесет боли и страха. На протяжении многих лет я выходил к этой пропорции, будучи склонным скорее к мыслям гражданина Эпикура.
И могу сказать, что стал гораздо более счастливым.
Подписывайтесь на facebook и канал в Дзене, в следующий раз расскажу про пять типов уставших сотрудников, которые встречаются в компании. Интересно?