Если кинозрителей, заставших советские кинотеатры в осознанном возрасте, распросить про зарубежные картины, у которых сюжет строился на переодевании мужчин в женщин, каков будет ответ? Сейчас большинство, уверен, назовёт от силы две. В первую очередь, конечно "В джазе только девушки" (они добрались до СССР в 1966 году), а потом уже "Тутси" (в 1984). Неисключено, что кто-то и "Здравствуйте, я ваша тётя" упомянет, хоть это отечественная лента, снятая для ТВ в 1975 году.
Аккурат по одной комедии в десятилетие (в 1994 уже в российский прокат вышла "Миссис Даутфайр" с Робином Уильямсом). Негусто, хотя комический приём с переодеванием всегда воспринимался на ура. И чтоб закрыть вопрос с 1970-ми (наша "тётушка Чарли" всё же выбивается из общего списка) добавлю полузабытую киноленту из Польши, чьи фильмы на правах социалистического содружества исправно попадали на экраны СССР. Речь о комедии "Разыскиваемый, разыскиваемая" (1972), получившей в советском прокате не менее туманный заголовок "Те, кого ищут" и обнаруженной в "однокашниках" с тем самым мосфильмовским дубляжом.
Ей далеко до культового статуса фантастических "Новых амазонок", обеих частей детектива "Ва-банк" или мелодрамы "Знахарь" (которую беспристанно крутят по федеральным каналам). А эту как показали в кинотеатрах в давнем 1974 году, так больше нигде и не повторяли. Немудрено, что теперь о ней разве что пенсионеры 60+ вспомнят и то с трудом. Впрочем, отыскать сограждан, способных поделиться впечатлениями от просмотра в 1958 году западногерманских "Фанфар любви" - ещё одного фильма с переодеванием - сейчас несравнимо сложнее. Кстати, он, как и "В джазе только девушки", является ремейком французской киноленты аж 1935 года, но в Советском Союзе ту не демонстрировали.
Криминальная составляющая, добавленная в американскую версию, похоже вдохновила и польских кинематографистов, пусть не сумевших и близко покуситься на аналогичный размах. Сценаристы тут не придумали ничего лучше (и страшнее), как от лица следователя обвинить протагониста-искусствоведа в краже из запасника музея работы современного художника, угрожая пятью годами лишения свободы.
Герой решает скрываться под видом женщины, пока не сделает копию пропавшей картины. И жена готова помогать, выдавая его за приехавшую сестру, однако остаться жить дома под другим именем (и полом) не позволяет проблема, хорошо знакомая жителям СССР - прописка! И пришлось "Марысе" (с выпирающим кадыком) устраиваться домработницей с одновременным подселением на птичьих правах. По началу управляться с домоводством "самозванцу" было сложновато, но потом он втянулся и в итоге... но это уже спойлер. И заявленный детектив по большому счёту уместился в названии. Основное - комедия.
Интересно и даже забавно наблюдать, как по разным причинам раз за разом менялись хозяева и приходилось по новой выстраивать деловые отношения. Само собой не обошлось без харассмента, но иногда и он принимал неожиданный оборот. Поляки в 1960-1970-е славились сравнительно свободными для соцлагеря нравами и уж чем, но эротикой в журналах и кино их было не удивить. Ничего такого в данном фильме не замечено, но как знать - я-то видел лишь совпрокатную версию.
Самым же смешным для меня был фрагмент с ещё одной характерной и знакомой деталью того времени: один из нанимателей Марыси оказался подпольным самогонщиком, поставившим перед ней/ним единственную задачу - покупать сахар, но не более 5 кг в каждой торговой точке города:
Увы, но значительная часть придуманных авторами и разыгранных актёрами ситуаций все же малопонятна и даже скучновата. Было ли когда-то иначе, об этом надо спрашивать кинозрителей середины 1970-х годов. ОТЗОВИТЕСЬ!
3,5 / 5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
А какой из названных фильмов больше всего Вам нравится?
#забытое кино от kin0guru #польское кино #фильмы 70-х