Найти тему
Страница юриста

Дорожные камеры смогут штрафовать за опасное вождение и несоблюдение дистанции

Комплексы фотовидеофиксации на дорогах смогут выявлять новые нарушения — опасное вождение и несоблюдение дистанции. Новыми функциями камеры оснастят уже в ближайшее время.

В компании «Астралаб», где и занимаются разработкой дополнительных технических опций, сообщили, что новые возможности дорожных камер окажутся незаменимы в ситуациях, когда лихачи в левом ряду «выдавливают» с полосы впереди идущие машины.

Предотвратить аварию

Опасное вождение и несоблюдение дистанции угрожают всем участникам движения, поскольку водитель авто, которое пытаются «выдавить», может растеряться и начать необдуманный маневр с резким торможением или «выпрыгиванием» на соседнюю полосу. Это риск большой аварии с самыми тяжелыми последствиями.

Выявлять таких нарушителей будут с помощью нейронной сети. По словам разработчиков, подобная технология уже сейчас востребована во многих регионах, что доказывают многочисленные обращения потенциальных заказчиков. Пока же разработка программного обеспечения находится в активной стадии.

Как это будет работать

Основой алгоритма, по которому нейросеть определяет нарушителя, является сравнение общей скорости потока и отдельных транспортных средств. Далее система выявляет автомобили, которые двигаются явно быстрее остальной массы машин, «захватывает» их и сопровождает.

Если какой-то из автомобилей, которые «ведет» нейросеть, максимально приближается к впереди идущему транспортному средству, причем за короткое время и на высокой скорости, это является однозначным маркером опасного поведения на дороге.

К слову, пункт 9.10 ПДД обязывает водителей ехать на безопасном расстоянии до впереди идущего транспортного средства и с соблюдением необходимого бокового интервала во избежание столкновения. Отметим, что уже сегодня КоАП позволяет наказывать за такое нарушение. Согласно части 1 статьи 12.15 Административного кодекса, несоблюдение безопасной дистанции карается штрафом 1500 рублей.

Для сбора объективной доказательной базы каждое нарушение фиксируется несколькими снимками, а также видеозаписью. Эта информация далее будет анализироваться должностными лицами, принимающими решение о наказании; а также судьями в случае оспаривания постановления водителем, которому выписали штраф.

По словам генерального директора «Астралаба» Сергея Ласкина, для выявления опасного вождения применяется безрадарная фиксация автомобиля по частоте кадров. Взаимное расположение транспортных средств на дороге определяется нейросетью, погрешность измерения которой не превышает одного сантиметра.

Благодаря этому система достоверно определяет опасное сближение между транспортными средствами. Причем фото- и видеоматериалы дают объективное представление о действиях водителя на дороге, что поможет судье принять верное решение в случае обжалования постановления водителем.

Мнение специалистов

Как отмечается экспертом по видеофиксации Григорием Шухманом, определить опасную езду при помощи дорожных камер вполне реально.

Другое дело, что само нарушение является весьма субъективным, поэтому от оператора ЦАФАП (Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений), куда попадают данные с камер и где их просматривают, требуется повышенное внимание.

Роль оператора высока еще и потому, что сегодня технические возможности большинства дорожных камер довольно ограничены. Так, подходящая для объективной оценки картинка получается на дистанции до 150 метров. Если расстояние больше, то проблемную пару автомобилей четко видно лишь в ситуации, когда перед ними отсутствуют другие транспортные средства.

Теоретически такая проблема решается применением широкоуго́льных комплексов, имеющих высокое разрешение, однако многочисленные фото- и видеоматериалы наверняка потребуют оснащения камер накопителями данных с большой емкостью.

А вот по мнению юриста и автоэксперта Катерины Соловьевой, идея фиксировать дорожными камерами опасное сближение довольно сомнительна, поскольку ПДД не отвечают на вопрос «Безопасная дистанция — это сколько?», а попытки «выдавить» другие авто с полосы не являются нарушением, если не привели к аварии.

Кроме того, подобные нарушения могут происходить на протяженных дистанциях. В такой ситуации зафиксировать их дорожными камерами крайне сложно. Для этого, очевидно, потребуется создание сплошных и длинных зон контроля. Поэтому сказать сегодня, как это будет работать, весьма затруднительно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц