Объясняет Игорь Ильич в сообществе «Филология»
Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель, участвующий не только в русском, но и в мировом литературном процессе. Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература «вышла прямо из Пушкина». Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции.
Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова — литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. А творчество этих писателей, осмысленное в единстве, неизбежно потребовало внимания к Пушкину и проникновения в глубины его творчества.
Хотя отдельные писатели (например, Мериме и Мицкевич) и раньше называли Пушкина гением и писателем мирового значения, осознание его роли за пределами России пришло ретроспективно, сквозь призму последующих судеб России и русской литературы.
Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь мир. Европейская культура поняла это, лишь услышав Толстого, Достоевского и Чехова, но сам переворот произошел при Пушкине и в значительной мере благодаря его гению.
Талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим — какой был необходим, чтобы произвести такой переворот. Кроме универсальности художественного мышления Пушкина и его способности проникать в дух различных культур и эпох, сыграла роль его осведомленность в мировой литературе.
Органически связанный с традициями отечественной культуры, Пушкин был знатоком французской, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам.
Предметом его внимания на протяжении всей жизни была античная культура. «Ориентализм» Пушкина не был данью романтической моде, а основывался на обращении к доступному ему кругу первоисточников. Фольклор разных народов привлекал его внимание.
Однако вся эта работа гения была бы бессильной, если бы ей не предшествовала другая работа мысли и искусства — начатый Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым и продолжавшийся до Радищева, Карамзина, Жуковского труд по построению новой русской литературы — наследницы литературы мировой.
Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно то, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников.
Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время оно отличается единством. Это как бы реализация некоторого органического пути.
Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей, да и собственном, он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия органически входили в его художественный мир от первых опытов до последних страниц. К этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, сколь разнообразной была его поэзия, вмещая и все жанры лирики, и поэмы, роман в стихах, сказки.
Наконец, сама биография Пушкина была в определенной мере художественным созданием, упорной реализацией творческого плана.