Когда-то (в начале нулевых, на шестом канале) я вела программу про путешествия (режиссером ее была, не поверите, Анна Меликян). И каждый спрашивал у меня — куда бы съездить (тогда еще не было ни инстаграма, ни Airbnb и никто не был в курсе, где лучший шоппинг, дайвинг и модернистские дома-скворечники). Потом я начала писать про кино, и все стали спрашивать, что посмотреть. А теперь я смотрю в основном хорроры, и все просят — о, посоветуй хоррор.
Раз уж у меня появился блог — я решила создать сложносочиненную систему рекомендаций, состоящую из кучи топов.
Начнем, например, с топа «Лучшие хорроры 2010-х» — то есть с того, что снято недавно, но уже, считай, классика.
Сегодня выкладываю первую часть.
Предупреждаю сразу, что хоррорами я иногда считаю фильмы, кажущиеся строгим ценителям жанра хитровыдуманной претенциозной фигней. Но если они прекрасные — то как же без них?
Простой строитель из Огайо убеждён, что на штат надвигается чудовищный смерч, и строит во дворе бомбоубежище. Строитель простой, да не простой — у него психическое расстройство и его играет лучший псих американского независимого кино, нервный Майкл Шеннон (который в десятые стал звездой, а теперь куда-то пропал).
Сцены его фантазмов (медленно кружащаяся вокруг глухонемой дочери мебель, узоры в небе из тревожных птичьих стай, тягучая желтая маслянистая капля, упавшая на руку) — ужас что такое.
Спойлер: он окажется прав.
Сенсация Канн — история о том, как потребительское общество в буквальном смысле пожирает красоту: гримерша купается в крови девственницы, одна топ-модель закусывает глазом другой, модные показы освещает рогатый дьявол в виде неонового треугольника. Куча жути, упакованная в глянец — как если бы кто-то скрестил сайт Bloody Disgusting с журналом Vogue.
Скарлетт Йоханссон играет человеческую оболочку инопланетного существа, чья суть человеком настолько непостижима, что даже непонятно, как она выглядит.
У героини Скарлетт с постижением человеческого тоже проблемы 1 она с удивлением наблюдает за гуманистами, спасающими друг друга или испытывающими друг к другу бескорыстную любовь, сама под йоханссоновской оболочкой оставаясь абстрактной лужей маслянистой черноты, засланной на землю, чтобы заготавливать из людей питательную биомассу. Самая знаменитая сцена — как Йоханссон после попытки соития с землянином с удивлением светит себе настольной лампой между ног.
Лучший монстр кинематографа двадцать первого века so far, а если спросить меня — так и просто один из лучших ever. То есть вы его даже не представляете — и даже после фильма представите не вполне, придется гуглить и (с восторгом) разглядывать детальные картинки, поскольку монстр состоит из многих интересных и неожиданных частей.
При этом «Ритуал» — типичный британский психологический драмхоррор, в том смысле что в центре — не чирлидерша и футболист, а страдающие британцы в кризисе среднего возраста. Они потеряли друга и отправились в пеший поход по диким скандинавским лесам. А там такое, что познания в области скандинавской мифологии, конечно, помогают — но не совсем.
Предвестник сегодняшней волны ирландских хорроров — социально заряженная жуть об отце-одиночке с посттравматическим расстройством, воспитывающем годовалую дочку в жутких многоэтажках, полных жесткой гопоты. Гопота показана в виде инфернальных карликов вроде тех, что обитают в клипах Афекса Твина, и в жертв они втыкают что-то вроде шприцов с героином. Это настоящая нечистая сила, на которую герой выходит вместе с католическим священником и коктейлями Молотова.
Потрясающе страшное и одновременно метафоричное кино о том, как победить собственные страхи и перестать бояться блатарей: на месте священника мог бы быть Варлам Шаламов.
Вторая часть «Топ-10 хорроров 2010-х» грядет на днях — так что если не хотите пропустить, подписывайтесь на мой канал, пожалуйста.