Найти тему

Корпоративная наука в российском хайтеке

Canva.com
Canva.com

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представляет данные о вовлеченности российских высокотехнологичных промышленных предприятий в исследования и разработки и анализирует, как наличие собственных компетенций в этой сфере определяет интенсивность научно-производственной кооперации предприятий и результативность их инновационной деятельности.

Справочно: Эмпирической базой для анализа послужили результаты опроса 529 предприятий высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей высокого уровня обрабатывающей промышленности (согласно классификации Евростата / ОЭСР), проведенного в рамках регулярного Мониторинга инновационного поведения предприятий НИУ ВШЭ по итогам 2020 г.

Главные выводы:

Опрос показал, что в 2018–2020 гг. исследования и разработки выполняли 92,3% хайтек-предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в России.

Такие компании чаще делают ставку на собственные исследовательские подразделения, реже привлекают сторонние организации. К полному аутсорсингу прибегают менее 6% инновационных предприятий, оперирующих только на российском рынке, и менее 1,5% предприятий-экспортеров.

В зависимости от амбициозности целей компаний их исследовательские подразделения решают широкий круг задач — от помощи в разработке новой продукции и производственных процессов (реализуют почти две трети предприятий-экспортеров) до прорывных и поисковых исследований (около 30%).

Основными каналами получения информации для чуть более 60% компаний-инноваторов являются профессиональные мероприятия и научно-техническая литература. Почти половина используют информацию профессиональных и отраслевых организаций, более 40% осуществляют мониторинг интернет-платформ и социальных сетей.

На фоне достаточно активного использования внешних источников информации масштаб формальной научно-производственной кооперации ограничен. В 2018–2020 гг. в нее были вовлечены лишь около 40% инновационных хайтек-предприятий. Важным условием для успешного сотрудничества бизнеса с наукой оказывается наличие у компаний собственных компетенций в исследованиях и разработках. Реализация их своими силами усиливает интенсивность взаимодействия с научными организациями и вузами в среднем на 10 п.п.

Резюме: Данные мониторинга свидетельствуют, что вовлеченность российских инновационных предприятий в исследования и разработки напрямую связана со стратегическими приоритетами их бизнес-моделей. Компании, ориентированные на глобальные рынки и производящие продукцию высокого уровня новизны, активнее занимаются исследованиями и разработками как своими силами, так и взаимодействуя с внешними партнерами. Российская корпоративная наука опирается на организационные практики неформальных сетевых взаимодействий, характерных для культуры открытых инноваций.