В этом году в Нью-Йорке с 9 по 12 сентября пройдёт ежегодная выставка The Armory Show. Выставка начала свою историю в начале прошлого века, однако до сих пор не потеряла своей актуальности. Рассказываем, как одно событие изменило ход истории искусств, что на этом мероприятии происходит сейчас и кто в этом принимает участие.
С чего всё началось
The Armory Show, или Арсенальная выставка, в истории американского искусства занимает важное место. В начале 1912 года художники Уолт Кун, Артур Дэвис и Вальтер Пак, а позднее еще двадцать других, решили организовать выставку, которая бы не следовала общественному вкусу, а формировала его. В США в то время публика любила реализм и мало представляла, что изменилось в художественном мире за последнее время. Подготовка продлилась год. Художники путешествовали по городам Европы, собирали экспонаты. Уолту Куну часто приходилось убеждать недоверчивых, взволнованных галеристов и художников, что их работам гарантирована полная сохранность. Ключевыми на The Armory Show должны были стать полотна Сезанна и Ван Гога.
Выставка открылась 17 февраля 1913 года в здании Арсенала 69 полка в Нью-Йорке и продлилась чуть меньше месяца — потом ее перевезли в Чикаго и Бостон. На мероприятии публика, привыкшая к портретам и пейзажам с бытовыми и политическими сюжетами, могла познакомиться с фовизмом, футуризмом, импрессионизмом и кубизмом. На стенах висели картины Пабло Пикассо, Эдварда Мунка, Клода Моне, Анри Матисса, Василия Кандинского. В залах расположились 21 скульптура, декоративные работы. Также организаторы представили тогда никому не известных американских художников: Стюарта Дэвиса, Эдварда Хоппера, Чарльза Шилера, Марсден Хартли. Экспозиция стала антиподом традиционного, академического искусства.
Пресса не обошла The Armory Show стороной. Журналисты анализировали увиденное по-разному. Кто-то восторгался, кто-то не понимал, некоторые откровенно смеялись, рисовали карикатуры, придумывали анекдоты. О новом искусстве говорили, спорили, но оно не оставляло равнодушным. Президент США Теодор Рузвельт сказал: «Это не искусство». Зрители активно обсуждали картину Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Такое внимание обеспечило продажи и колоссальную посещаемость, около 87 000 человек.
После The Armory Show начали появляться галереи современного искусства. Современное искусство, которое показали на выставке, вдохновляло художников на создание собственных работ, которые стали активно продаваться — у коллекционеров сменился вектор. В США укоренился модернизм.
Современная The Armory Show
В 1994 году 4 арт-дилера — Колин де Лэнд, Пэт Хирн, Мэтью Маркс и Пол Моррис — поставили перед собой цель создать новую художественную ярмарку для поддержки артистов и привлечения к ним внимания всего мира. Они арендовали номера в Gramercy Park Hotel и пригласили к участию дилеров из Нью-Йорка и из-за рубежа. На международной художественной ярмарке Gramercy, как её тогда называли, показывали исключительно новые работы ныне живущих художников. Она стала хитом среди критиков, культовым событием.
В 1999 году, после нескольких удачных ярмарок, команда выбрала более дорогое помещение на Лексингтон-авеню, то самое, где проводилась легендарная Арсенальная выставка. Название сменили как дань уважения, и The Gramercy International Art Fair стала The Armory Show. Позже она переехала на пристани 92 и 94 в Вестсайде Манхэттена. На одной из них выставляли искусство XX века, на другой — современное.
В 2019 году The Armory Show праздновала своё двадцатипятилетие. Чтобы отметить этот исторический момент, организаторы выставки объявили о создании международной премии Gramercy International Prize, новой ежегодной инициативе, поддерживающей продвижение молодых нью-йоркских галерей, которые ранее не участвовали в The Armory Show.
После ярмарки, проведённой в марте 2020 года, домом выставки стал Javits Center, а дата вернисажа переместилась на сентябрь. Таким образом The Armory Show смогла избежать отмены мероприятия из-за пандемии. Выбор нового места объясняется его близостью к районам Манхэттена Челси и Трайбеку, парку Хай Лайн, что улучшит доступ к яркой культуре города.
На ярмарке-выставке привычно собираются ведущие галереи мира, представляя работы современных художников. Ярмарка помогает рынку искусства, делая покупку и продажу произведений искусства доступнее. «По сути, The Armory Show направлена на то, чтобы галереи и арт-сообщества Нью-Йорка продолжали процветать», — говорит команда.
2021
В 2021 году всё искусство впервые окажется под одной крышей. Участниками заявлены 195 экспонентов. Среди них нью-йоркские галереи (303 Gallery, Peter Blum Gallery, Chambers Fine Art, Kasmin, Two Palms, Sapar Contemporary), лондонские (Sadie Cole’s HQ, Ronchini Gallery, Paragon, Alison Jacques Gallery), барселонская Galeria SENDA и другие. Однако в этом году будут отсутствовать мега-галереи White Cube, Hauser & Wirth, Lisson, Gagosian, Pace.
На выставке будут разделы Solo с презентацией отдельных артистов, Presents для молодых галерей до 15 лет с недавними работами одного или двух художников, раздел Platform, организованный Клаудией Шмукли (куратором из Музея изящных искусств Сан-Франциско), и Focus с экспонатами на тему «роли художника в формировании будущего и представлении реальности, выходящей за рамки нашего нынешнего состояния». Курирует её Вассан Аль-Худхаир — руководительница Музея современного искусства Сент-Луиса. В данной категории участвует Anna Zorina Gallery, филиал которой находится в Нью-Йорке, владелица же галереи родом из Беларуси.
Чтобы попасть на The Armory Show, потребуется сертификат о вакцинации или отрицательный ПЦР-тест, в помещениях посетители должны носить маски, вход осуществляется по расписанию. Компания Frederick Fisher and Partners разрабатывала дизайн с учетом необходимости социального дистанцирования. Стоимость билетов — от 39 до 91 доллара, в зависимости от льгот и времени посещения. До 14 сентября 2021 года можно побывать на выставке онлайн — некоторые участники доступны только в таком формате.
Медиапартнёры мероприятия — журналы об искусстве: Aesthetica, Apollo, Foam, Umbigo, Surface и другие.
«Мы верим, что Нью-Йорк выйдет из этой пандемии сильнее, чем когда-либо, и мы рады зафиксировать осенний сезон искусства в этот поворотный момент, когда культурные организации города вновь открываются, и личная встреча с искусством становится возможной», — прокомментировала исполнительный директор ярмарки Николь Берри.