Найти тему

Итоговое сочинение. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Обратимся к комментариям, предложенным ФИПИ:

«Первое направление – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В рамках него выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении».

Как же могут формулироваться темы и какие аспекты могут быть рассмотрены?

Во-первых, путь и дорога – это расстояние, которое мы (или герои произведений) проходим, наши поездки в другие города, другие страны, это приключения, которые мы переживаем в путешествии, впечатления, которые получаем.

Во-вторых, путь и дорога – это наша жизнь, поиск смысл существования, выбор, перед которым мы стоим в тот или иной момент.

Хрестоматийные произведения литературы XIX века подходят для тем этого направления идеально. Вспомним, как начинается роман Лермонтова «Герой нашего времени»:

«Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии».

Разговорившись с ПОПУТЧИКОМ, автор-повествователь впервые узнает о Печорине. Остановившись на ночлег в придорожной гостинице, случайно встречается с Печориным, узнает, что тот находится на ПУТИ в Персию. Журнал Печорина начинается с рассказа о том, что произошло с героем по ДОРОГЕ на Кавказ, в «скверном городишке» Тамани.

Путевые заметки офицера и журнал героя составили основу роману «Герой нашего времени», основная цель которого – показать судьбу человека в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Печорин безуспешно пытается найти применение «силам необъятным».

Точно так же можно рассуждать, анализируя роман Л. Толстого «Война и мир». Мы обязательно поговорим об этой книге в отдельной статье.

Первое направление, на мой взгляд, позволяет создать сочинение нетрадиционного жанра – тот же самый путевой дневник, путевые заметки. Вот тогда мы можем использовать личный опыт путешествия, описав увиденные нами места и сравнив их с тем, что видел тот или иной герой.

Как это может выглядеть?

«3 июля.
Сегодня рано утром с семьей выехали из дома – направляемся на Северный Кавказ. Я взяла с собой книгу Лермонтова «Герой нашего времени». Хочется самой пройтись по тем местам в Пятигорске, где, возможно, жил Печорин, где он встретился с княжной Мери, где состоялась его дуэль с Грушницким.
5 июля.
Наконец-то добрались, заселились в гостиницу. Я вышла на балкон и ахнула: горы, горы, горы. Захватывает дух. Теперь вполне понимаю чувства Лермонтова:
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз. Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ»

В рекомендациях ФИПИ есть разъяснение и по поводу литературного материала:

«Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека».

Травелог – новое слово, «модный» жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства. Нас, конечно, в первую очередь интересует литература.

Первыми произведениями этого жанра можно назвать книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и Карамзина «Письмо русского путешественника».

И та, и другая хорошо отражают формулировку направления – «человек путешествующий». Путешествующий – значит, думающий, осмысливающий. Герою Радищева, например, по дороге из Петербурга в Москву открылся скорбный мир крепостной России. В конечный пункт автор приехал другим человеком – изменившимся внутренне. И тогда произведение Радищева – хороший литературный материала для темы, наподобие «Может ли путешествие изменить мировоззрение?»

Положительный ответ на вопрос, по идее, дадут и книги современных писателей.

Обратимся, например, к произведению Ал. Макушинского «Предместья мысли», которая входила в шорт-лист премии Большая книга 2020. Мы побываем в Париже русского философа Николая Бердяева, пройдем по тем улочкам, где тот жил, посидим за чашкой кофе в любимом кафе философа. Книга Макушинского – это, пожалуй, не столько путевые заметки, сколько «путешествие» по мыслям, взглядам Бердяева, отсюда и определение жанра произведения – «философическая прогулка».

Само сочинение можно начать с разбора смысла названия. Что такое «предместье»? Как понять словосочетание «предместье мысли»? А что предполагает авторское определение жанра?

Нечто подобное создал Дм. Бавильский в книге «Желание быть городом» (шорт-лист Большой книги 2021). Это путевой дневник, путеводитель, описание шедевров живописи и архитектуры, которыми восхищается автор, путешествуя по Италии.

Мне понравилось начало (ничего необычного, с одной стороны, с другой – четко отражена суть произведения):

«Из путевых записей может вырасти травелог, может очерк, а может роман – все зависит от склонностей и приоритетов автора; нынешняя книга – дневник конкретной поездки (даты можно увидеть в твитах) и, соответственно, документальный портрет конкретных состояний на определенном отрезке времени; это попытка автопортрета «по состоянию на» осень 2017 года, совмещенного с разнообразными жанровыми рамами, помогающими сделать нарратив более живым и разнообразным».

Автор считает себя обычным путешественником, поэтому его зарисовки не претендуют на научность, зато осмысленны и переосмыслены, в чем он нас и убеждает:

«Опытный путешественник переживает поездку трижды: когда готовится, затем когда оказывается внутри маршрута, а еще постфактум, возвращаясь к ней в воспоминаниях и обрабатывая дневниковые записи, раскладывая фотографии.
Три версии реальности, в этой книге сведенные воедино, пребывают в разных агрегатных состояниях – совсем как вода, способная обращаться в лед или в пар».

Язык Бавильского прост и в то же время красив, изыскан:

«Воздух в Римини фигурист, наварист, складчат; бархатный, словно портьера, он струится, подобно древнему фризу, в каком-нибудь направлении. И если начинает опережать твое направление, то превращается в ветер. Точнее, в ветерок, так как внутри такого лета сильных ветров не бывает».

Самый необычный путеводитель и один из самых интересных – «Нереальный атлас» Криса Оливера. Это путеводитель по литературным местам – выдуманным мирам. Например, по Панему, Камелоту, землям Одичалых, Лондону Шерлока Холмса. Нам предложат карту, чтобы мы не заблудились, и поделятся некоторыми подробностями о людях или народах.

А ведь можно путешествовать и по параллельным мирам, знакомиться с жизнью других планет и познавать при этом самого себя. Или стать путешественником во времени.

Роман Тосикадзу Кавагути «Пока не остыл кофе» построен именно на таком путешествии. Герои получают возможность вернуться в прошлое на строго ограниченное время – «пока не остыл кофе». У них нет возможности что-то изменить в ТОМ времени, зато есть возможность переосмыслить свою жизнь и изменить настоящее.

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» - непростое, но интересное. Главное – внимательно прочитать тему, правильно подобрать литературный материал.