Новый учебный год несет новые изменения в системе образования. В условиях сохранившихся ограничительных мер все более актуальны вопросы цифровой трансформации российского общества. В рамках меняющегося мира назрели изменения в федеральных образовательных стандартах. При этом важно использовать современные подходы в воспитательном процессе. Какие перемены ждут научно-образовательную сферу в нашей стране в ближайшее время?
Уже утверждены новые образовательные стандарты для начальной и основной школы. Они начнут действовать с 1 сентября 2022 года. ФГОС нового поколения характеризуется конкретикой: в нем четко прописаны темы и содержание по каждому предмету. Такая стандартизация содержания образования призвана сделать так, чтобы обучение во всех школах страны проходило одинаково и школьники могли без проблем передвигаться по стране. Основная тенденция новых стандартов – увеличение доли патриотического воспитания в рамках школьных предметов. Также одним из нововведений является корректировка содержания таких дисциплин, как «История», «Обществознание», «Иностранный язык», «ОБЖ». Согласно новому стандарту основного общего образования, вводится новый обязательный предмет «Финансовая грамотность».
«Мне кажется, что, перед тем как вводить новые образовательные стандарты, необходимо проанализировать старые. При этом надо проводить те широкомасштабные исследования, которыми занимается РАО. Выявить плюсы, результаты стандарта, какой продукт был получен детьми в итоге. Затем уже вводить новые ФГОСы и понимать, нужно ли добавлять новые уроки или нет. Я являюсь сторонницей того, что большое количество учебных предметов не помогает детям. Они представляют собой некую мозаику, которая не всегда складывается в сознании детей. Для меня совершенно понятно, почему вводится «Финансовая грамотность», но непонятно исключение из программы дисциплин «Право», «Экономика», «Астрономия». Это те предметы, которые формируют мировоззрение человека, его картину мира, гражданскую позицию. Если мы строим сегодня демократическое общество, то мне представляется, что современные дети должны для начала неплохо в этом разбираться», – подчеркнула завкафедрой педагогики, директор ОмНЦ РАО, член-корреспондент РАО, профессор Надежда Викторовна Чекалева.
Современные тенденции развития общества все больше склоняются в сторону цифровизации. При этом многие родители высказываются против цифровой среды, ложно принимая ее за дистанционное обучение. Под цифровыми же ресурсами понимаются коллекции медиа, видеоуроков, наглядных пособий, тренажеров, энциклопедий, справочников, призванные дополнить уроки и внеурочную деятельность.
В нынешних условиях учить становится сложнее. Чтобы удержать на себе внимание детей, учителю необходимо использовать самые актуальные педагогические приемы и технологии. Рынок образовательных онлайн-ресурсов заметно возрос в период пандемии, но при этом за качество половины из них ручаться не приходится. Цифровое образование – это возможность вывести обычные школьные уроки на новый уровень. При этом стоит помнить, что с цифровизацией нужно быть осторожнее. Задача педагога – правильно отбирать объем этих инструментов, понимать уместность их использования.
Ребенок в современном мире все больше времени проводит за компьютером и телефоном. Исследования показывают тревожные цифры о том, что прогресс ребенка в период пандемии оказался значительно меньше, чем в доковидный период. Это свидетельствует не только о сложности обучения детей в дистанционном формате, но и о том, что родители, оставшись один на один с ребенком, не оказывали ему должного внимания. Поколение Альфа – дети, рожденные после 2010 года. К ним необходим особый подход, который поможет нам расположить их к себе и обернуть использование гаджетов в плюс.
«Во все времена говорят, что каждое поколение уничтожит то, что уже накоплено обществом. Я считаю, что это совсем не так. Каждое поколение несет свою миссию, и этим детям суждено родиться в это время, значит так оно и должно быть. Они будут умнее, счастливее, здоровее, чем остальные. У меня нет каких-то четких рекомендаций по работе с ними, я думаю, что нам всем стоит постараться понять их. Также нужно меньше ругать их за частое обращение к гаджетам, без которых мы и сами уже жить не можем. Нам нужно дать им возможность развиваться, идти вместе с ними, и тогда мы получим успех и детей, и взрослых», – отметила Надежда Викторовна.
Академия РАО как основной институт в сфере образования ставит перед собой цель поднять престиж педагогической науки, подготовить молодых ученых. Вопрос «омоложения» научных кадров сейчас актуален как никогда. Статистика указывает на то, что количество молодых ученых в России за 10 лет снизилось почти на 20 %. При этом финансирование научного поля деятельности увеличилось практически в два раза.
«Молодежь идет в науку, но в разные временные отрезки. Сейчас, к сожалению, нет престижа работы ученого. Она не поставлена на ту высоту, на которой должна быть, потому что наука – это всегда подушка безопасности любого государства и общества. Во-вторых, это, конечно же, заработная плата. Молодым не нужно сразу предлагать какие-то немыслимые деньги, но они должны видеть перспективу, на которую могут работать. Аспирантура сейчас является третьим уровнем высшего образования. Мы развиваем эрудицию молодых ученых, расширяем их образовательное пространство, но обилие различных учебных предметов, зачетов сужает значимость аспирантуры. Я широко приветствую проект о возвращении аспирантуры как послевузовской подготовки», – добавила Надежда Викторовна.
В рамках соглашения о сотрудничестве на базе ОмГПУ был создан Омский научный центр РАО, который занимается научно-методическим сопровождением проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов базовых образовательных организаций центра. Научные центры академии РАО и их исследования способны помочь родителям и педагогам безболезненно освоиться в условиях трансформации общества, дать ответы на вопрос «Как развиваются дети в современных условиях цифровизации?».
Нынешнему обществу крайне необходимо, чтобы в основу образовательного процесса закладывались не только знания и умения. Необходимо вернуться к пониманию ребенка и его здоровья как фундамента образования. Знание основ физиологии, возрастной психологии поможет более грамотно организовать педагогический процесс.
Воспитательный процесс в школе меняет свой формат. Воспитание сейчас – это не план событий, которые записаны в программе и должны быть реализованы в течение года. Вся эта формальность меняется на воспитание как процесс по формированию мировоззрения, гражданской позиции, идентичности.
По предложению Министерства просвещения РФ с марта 2021 года была введена новая должность в школе – советник директора по воспитательной работе. Каков функционал этих сотрудников? Это не заместитель директора по воспитательной работе, это не старший вожатый. Советник – это кардинально новый человек в школе, призванный быть детям товарищем, наставником. Конкурс среди будущих советников по воспитанию и работе с детскими объединениями назывался «Навигаторы детства». В этой фразе скрывается функционал всей должности. Советник призван помогать детям найти свою траекторию в жизни, реализуя это через мероприятия различных направлений, в которых дети могли бы себя попробовать. Этот проект пилотный и запущен пока только в 10 регионах России.
«Я, конечно же, знакомлюсь с пониманием того, кто такой советник и что он будет делать, какова его миссия, но не будет ли это дублированием? Мне кажется, что эту должность должен занимать человек, освобожденный от учебной деятельности, обученный и подготовленный. К сожалению, я пока не вижу значимости этой должности, потому что с глубоким уважением отношусь к классным руководителям, организаторам внеклассной работы, которые есть в школе», – отметила Надежда Викторовна.
Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и приурочен к 200-летию классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Педагогическая антропология, основателем которой он является, заслуживает особого внимания, так как эти идеи особо интересны в современных условиях. Уже и на государственном уровне поднимается вопрос о важности и ценности труда педагогов, и поэтому ставится задача отойти от понимания работы учителя как «образовательных услуг». Все, кто боялся, что повсеместная компьютеризация поглотит профессию педагога, могут не беспокоиться, так как сейчас как никогда возрастает ценность общения, личного взаимодействия, и работа учителя приобретает новые очертания. Президент Академии РАО Ольга Юрьевна Васильева в своем интервью подчеркнула, что «педагог и наставник вкладывает в свой каждодневный труд не только знания, но и душу. Эта профессия сегодня должна быть в центре внимания».
Вопрос наставничества и поддержки выпускников актуален и для нашего вуза. «В ОмГПУ реализуется проект по постдипломному сопровождению молодых педагогов. Система сопровождения включает в себя различные семинары, мастер-классы, коуч-тренинги и конкурсы для талантливых выпускников, работающих в образовательных организациях», – подчеркнул ректор ОмГПУ Иван Иванович Кротт.
«С глубоким почтением отношусь не только к коллегам в университете, но и к школьным учителям, которые выполняют колоссальную работу. Считаю правильным, что такой год будет объявлен в нашей стране. Жалко, что не десятилетие, а лишь год. С другой стороны, я жду, что средства массовой информации обратят внимание на позитив в деятельности педагога или наставника. Надеюсь, что родители, которым даны большие полномочия, в том числе и в области образования, по-другому взглянут на деятельность учителя. Ну и, конечно же, надеюсь, что изменится заработная плата учителя. Дети достигают огромных высот на олимпиадах по физике, математике, биологии с помощью учителя, профессия которого оказывается совсем не престижной», – прокомментировала Надежда Викторовна.
Напомним, что в ОмГПУ большое внимание уделяется работе с педагогами школ региона. В вузе проводятся семинары, мастер-классы, а также реализуется проект «Академические четверги», в рамках которого 9 сентября состоится первая встреча в этом учебном году.