Итак, пришло время отдавать ребёнка в школу. Для того, чтобы выбрать вариант обучения, нужно пройти ПМПК и получить заключение с рекомендацией обучения по определённой программе. Вариант программы зависит от постановки диагноза.
Дети с лёгкой умственной отсталостью обучаются по 1 варианту адаптированной программы, а дети с умеренной и другими формами умственной отсталости, а также тяжёлыми множественными нарушениями развития обучаются по 2 варианту.
Рассмотрим эти два варианта программы более подробно и выясним, чем же они отличаются друг от друга?
1. Планируемые результаты освоения программы:
1 вариант предусматривает, что к концу учебного года ребёнок осваивает установленный объём программы, овладевает определенными знаниями и умениями. Уровень этих знаний и умений выражается в оценке. Т.е при освоении 1 варианта программы есть четко обозначенные критерии, по которым оценивается уровень знаний ребёнка.
2 вариант не имеет четко обозначенных промежуточных результатов освоения программы и опирается на индивидуальные особенности и возможности ребёнка – подразумеваются лишь возможные результаты освоения программы.
Простыми словами, если 1 вариант программы подразумевает, что ребёнок в определенном возрасте обязательно должен научиться читать, писать и считать, и дальше совершенствовать эти навыки, то при обучении по 2 варианту программы освоение этих навыков не закреплено за определенным возрастом и зависит от особенностей конкретного ребёнка. Один ребёнок может выучить буквы и начать читать в 3 классе, другой - только к 9-10 классу, а третий вообще не научится этого делать.
2. Длительность обучения:
1 вариант – 9-13 лет. Длительность обучения школа устанавливает самостоятельно. Определяется наличие или отсутствие 1 дополнительного класса.
2 вариант - 13 лет (с 1 дополнительным классом).
3. Возможность написания СИПР/СИОП (специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы):
1 вариант – только при обучении на дому/индивидуально (по медицинским показаниям).
2 вариант - есть.
4. Организация обучения:
1 вариант – так же, как и в массовой школе. С 1 по 4 класс - начальное образование. Все предметы, за исключением музыки и физкультуры (зависит от школы и от наличия профильных учителей) ведёт классный руководитель. С 5 по 9 (12) класс - среднее образование. Меняется классный руководитель, уроки ведут учителя-предметники. Проводятся коррекционные занятия с логопедом и психологом на протяжении всего периода обучения.
2 вариант - все предметы (за исключением музыки, физкультуры и труда), на протяжении всего периода обучения ведёт классный руководитель. Добавлены коррекционные курсы: занятия по сенсорному развитию, альтернативной коммуникации, предметно-практические действия и двигательное развитие.
5. Осваиваемые предметы и курсы:
1 вариант
Начальная школа: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, изо, ручной труд, музыка, физкультура.
Средняя школа 5-9 класс: русский язык, чтение (литературное чтение), математика, изо (5 класс), музыка (5 класс), природоведение (5-6 класс), мир истории (6 класс), география (6-9 класс), биология (7-9 класс), история Отечества (7-9 класс), информатика (7-9 класс), основы социальной жизни/социально-бытовая ориентировка, профильный труд, физкультура.
10-12 класс: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, обществоведение, основы социальной жизни, профильный труд, физкультура
Коррекционные курсы: ритмика, логопедические и психокоррекционные занятия.
2 вариант
1 (дополнительный)-4 класс: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, изо, человек, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, домоводство, музыка, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия.
5-12 класс: остаются те же предметы, добавляется труд.
Коррекционные курсы: предметно-практические действия, двигательное развитие, сенсорное развитие (занятия с психологом), альтернативная коммуникация (занятия с логопедом).
6. Окончание школы и дальнейший путь:
После окончания школы, обучающимся по 1 и 2 варианту программы выдаётся свидетельство об обучении.
1 вариант - с оценками, 2 вариант - без оценок.
Далее дети могут поступить в профессиональное училище (центры профессионального обучения) и получить рабочую профессию: столяр, швея, штукатур-маляр, каменщик, цветовод.
Срок обучения составляет 2 года.
Ребятам с легкой умственной отсталостью, для освоения доступны все предлагаемые профессии, а детям с умеренной умственной отсталостью или другими особенностями, доступны только некоторые профессии, которые не требуют точной координации движений и развитой мелкой моторики: цветовод, штукатур-маляр (нужно узнавать в конкретном училище).
Также дети-инвалиды, дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, могут проходить реабилитацию в центрах социальной адаптации инвалидов.
***
Почему важно не ошибиться с выбором программы обучения и постановкой диагноза?
В настоящее время в коррекционных школах увеличивается количество детей, с заключениями ПМПК, несоответствующими действительности (я говорю о смешении лёгкой умственной отсталости с , умеренной и тяжелой), и обучать таких ребятишек по 1 варианту программы не представляется возможным.
Почему же так происходит? Давайте разбираться.
Уважаемые родители, вы, наверное, удивитесь, но именно вы играете одну из главных ролей в определении того, по какой программе будет обучаться ваш ребенок. Я не говорю сейчас о ребятишках с пограничными формами интеллектуальных нарушений (тяжелее, чем ЗПР, но не дотягивает до лёгкой умственной отсталости), я говорю о ребятишках с более серьёзными особенностями.
Уважаемые родители, вы, как никто другой - лучше всех знаете своего ребёнка, знаете, на что он способен, что он умеет, а что нет. Бывает такое, что при прохождении ПМПК, родители сами настаивают на том, чтобы его ребёнку поставили лёгкую умственную отсталость и обучали по 1 варианту. Хотя, по факту, ребёнок имеет умеренную или тяжёлую умственную отсталость - неговорящий и не понимающий обращенную речь, с полевым поведением (отсутствием целенаправленной деятельности), не владеющий навыками самообслуживания, никогда не державший в руках карандаш.
ПМПК, скорее всего, не будут спорить с вами (да, это плохо, но такие уж у нас комиссии) и укажут в заключении то, на чём вы настаиваете.
Но подумайте, делаете ли вы этим лучше для своего ребёнка?
Получит ли ребенок пользу от такого обучения, необходимую коррекционную помощь?
Меняет ли от этого ваш ребёнок, мгновенно, свой уровень развития - овладевает речью и расширяет словарный запас, овладевает навыками самообслуживания, умением держать карандаш, сидеть за партой, выполняет указания учителя, подчиняет свои действия определённым правилам и требованиям?
Мне кажется, что ответ на все эти вопросы будет отрицательный.
Давайте подумаем, для чего же требовать от ребёнка невозможного, заставлять его учиться по той программе, которую он не усваивает - не может освоить отвлечённый счёт, научиться читать, писать (не списывать по буквам, а писать самостоятельно), а в большинстве случаев даже говорить? И все эти перечисленные умения ребёнок с лёгкой умственной отсталостью должен освоить и закрепить ещё в начальной школе.
А что уж говорить про 5-9 классы, в которых изучается история (она предполагает развитое абстрактное и словесно-логическое мышление, умение ориентироваться во времени), география, биология, азы геометрии..?
Такое обучение, несоответствующее возможностям ребёнка, будет потраченным впустую временем, и не принесёт никакой пользы. Нагрузка на ребёнка будет запредельная, изучаемый материал слишком абстрактный и недоступный для его понимания. Обучение, которое опирается на то, что у ребёнка не сформировано, не только неэффективно, но и несёт вред для него, так как не ведёт к успешности ребёнка, упускает драгоценное для коррекции время.
К слову, 2 вариант программы предусматривает введение значительно большего количества коррекционных занятий - коррекционных курсов (по сравнению с 1 вариантом, где коррекционных курсов не предусмотрено вообще). То есть с ребенком дополнительно проводятся коррекционные занятия - как занятия со всем классом с самим учителем-дефектологом (олигофренопедагогом), так и индивидуальные занятия с профильными специалистами: психолог, логопед.
Просто осознайте и примите, что от того, что в заключении ПМПК вы ожидаете увидеть слова "лёгкая умственная отсталость" - по факту ребёнок таким не стал, и этим вы ему только навредите. Здесь нужно думать не о том, каким вам хочется, чтобы был ваш ребёнок, а о том, какой он есть на самом деле, здесь и сейчас, и какая ему необходима коррекционная помощь.
Также стоит сказать о том, что от того, обучается ребенок по 1 или по 2 варианту программы – не меняется возможность дальнейшего обучения после окончания школы. Он также может поступить в профессиональное училище, если уровень его умений, навыков, самоконтроля и ответственности позволит ему овладеть профессией.
Помните, что каждый ребёнок должен быть успешен, для него это очень важно!
Поэтому занятия и упражнения должны быть посильными для него. Когда ребёнок успешен, а задания посильны для него - появляется мотивация к обучению, ребёнок испытывает радость и идёт в школу с хорошим настроением.
А если у ребёнка ничего не получается, он не может самостоятельно выполнить ни одного задания, не понимает о чём его спрашивают - будет ли он с радостью идти на школьные уроки? В таком случае возникает вопрос - а что ему дают такие уроки для его развития?
Представьте себя на его месте - вам в начальной школе начинают рассказывать высшую математику, философию или органическую химию, и требуют понимания и самостоятельного выполнения заданий. Представили? Захотелось ли вам сразу учиться, появилось хорошее настроение?
Вот и я думаю, что нет. А примерно такие чувства вы заставляете испытывать своего ребёнка.
При постановке диагноза лёгкая умственная отсталость также подразумевается обучение более сложному и координированному профильному труду в школе (столяр, швея), с продолжением его в специальных училищах. И как следствие, дальнейшая самостоятельная работа и самостоятельная жизнь в обществе. А ведь успешное обучение профессии целиком и полностью зависит от уровня развития саморегуляции, координации движений, мелкой моторики, умения планировать свою деятельность и подчинять её определенным правилам. Также успех зависит от того, насколько хорошо развит навык чтения, усвоены правила письма, арифметические действия и умение решать задачи, формируемые ещё в начальной школе.
Так что, уважаемые родители, прежде, чем настаивать на своём варианте диагноза на ПМПК - подумайте тысячу раз, вспомните то, о чём я вам говорю, и не допустите неправильного развития событий, не навредите своему ребёнку.
Мои статьи на похожие темы:
=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы
Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту: asya.defectologist@mail.ru