80 лет началу блокады Ленинграда - хочется затронуть вопрос обучения истории в школе.
Помимо основной программы, точнее её части, посвящённой истории Великой Отечественной Войны, школьникам нужно освещать события того периода также в географически-картографическом ракурсе - битвы, передвижение, состав войск, работы в тылу и т.д.
А именно, конкретно что и когда происходило, какое значение имели те или иные события во время ВОВ в их селе, районе, городе или округе. Таких событий может быть немного, но о них стоит упоминать при освещении военной темы в школе.
Это могут быть не только уроки исторической памяти, но тематика сочинений, эссе, военно-стратегического плана анализ действий подразделений в боях, сведения о дислокациях, рассказы и т.п.
В каждом населенном пункте есть памятники героям - участникам войны , улицы названы в их честь, проводятся концерты и организуются выставки, напоминающие о том, о чём нельзя забывать. Однако это всё общие, со временем затираемые суетой и примелькавшиеся формальные мероприятия.
Хорошо, если бы школьники знали и понимали что именно было и как происходило на их земле тогда по датам. И не "где-то на фронтах", а в совершенно точно определенном населенном пункте, поле, высоте, на дороге или на берегу, к примеру. Благо сейчас в архивах можно найти наглядную информацию о боевом пути армий, частей, полков с привязкой к местности и во временном формате.
Но это задача скорее для краеведов - собирать и систематизировать архивные данные по своему краю. Хотя при заинтересованности школьников, особенно старших, ребята могут и сами заняться поисками по архивам, уточняя и определяя детали событий 1941-1945 годов на своей территории.
Посещение военно-исторических музеев несомненно повышает уровень информированности по той или иной тематике, в общем плане. Знание же конкретики происходившего не только по именам и датам, но и порегионально, придаст фактологии объема. События предстанут как бы в 3Д-формате, историческая мозаика сложится в реконструкцию с высокой степенью погружения в ту бытность, как в хорошей литературе или кино.
Соответственно, так школьники смогут не только понять происходившее умом, оценить правильность или ошибочность шагов, почувствовать трагичность моментов, ощутить причастность к событиям военных лет, но и проникнуться значимостью истории края.
Это как с семейной родословной - знающие имена и историю своих предков в нескольких поколениях, каким-то образом обогащаются их жизненным опытом, открывают для себя все новые и новые стороны истории семьи, края, страны. Такие сведения позволяют опираться на них как на базис, уловить связь поколений и свою неотрывность от прошлого.
Причем включение уроков "объемной" военной истории края в программу, конечно, не должно её увеличивать. Если рассредоточить тему также по урокам литературы, чтения, русского языка, даже географии или рисования, это не будет для детей обременительным, а естественным и увлекательным процессом.
Пусть школьники знают больше о своём крае и прародителях. Для их самосознания и определения себя в обществе и мире это крайне важно.