К 1922 году многолетние усилия археолога Говарда Картера в египетской Долине Царей не принесли никаких сенсационных результатов, и финансировавший раскопки английский аристократ Джордж Герберт, вошедший в историю под одним из своих титулов — Лорд Карнарвон, стал задумываться о том, чтобы свернуть лавочку. После переговоров с Картером он согласился на еще один сезон в Долине Царей.
Картер снова обратил внимание на цепочку хижин, которые он уже когда-то изучал, но потом забросил. Его рабочие разобрали каменные завалы вокруг.
4 ноября 1922 года мальчик-водонос случайно споткнулся о булыжник, оказавшийся верхней ступенькой лестницы, высеченной в камне. Картер велел расчистить пролет, который вел к двери, залепленной глиной. На дверном проеме можно было различить картуши (овальные печати с иероглифами — в таких обычно писали важные имена), но прочесть их не удавалось. Картер послал телеграмму Карнарвону; через две с небольшим недели тот приехал из Англии в сопровождении своей дочери.
24 ноября лестница была полностью расчищена, и на дверном косяке обнаружился еще один картуш, на этот раз вполне очевидный — в нем было имя фараона Тутанхамона.
26 ноября Картер в присутствии Карнарвона и его дочери проделал крошечную дырочку в левом верхнем углу дверного проема при помощи стамески, которую его бабушка подарила ему на семнадцатилетие, и заглянул в нее.
«Вы что-нибудь видите?» — спросил Карнарвон. — «Да, удивительные вещи», — ответил Картер.
То, что произошло дальше, хорошо известно: гробница Тутанхамона стала самой знаменитой археологической находкой в мире, Европу и Америку захлестнула волна египтомании, по средствам массовой информации поползли слухи о «проклятии Тутанхамона» из-за того, что некоторые участники раскопок скоропостижно скончались (Лорд Карнарвон через несколько месяцев был укушен комаром в Каире и умер от воспаления этой раны), — в общем, значительная часть современной массовой культуры, вплоть до многочисленных фильмов вроде «Мумия» и «Мумия возвращается», восходит к тому осеннему дню 1922 года.
Но я хотел рассказать не об этом, а о кинжале Тутанхамона.
Саркофаг, мумия фараона, пелена, в которую она была завернута — все это изучалось долго и тщательно. В 1925 году Картер обнаружил в пелене два кинжала — один с железным лезвием, другой с золотым. Железный кинжал выглядел удивительно: у него было лезвие тончайшей работы из металла, который совершенно не заржавел (находки железного века обычно доходят до наших дней в почти неузнаваемом виде).
Рукоятка была изготовлена из чистого золота, украшена перегородчатой эмалью (такая техника называется клуазоне) и зернью, и завершалась головкой из горного хрусталя. Ножны кинжала тоже были сделаны из золота; одна сторона была украшена цветочным узором из лилий, другая — узором из перьев, которые заканчивались у острия головой шакала (Анубиса).
Не исключено, что кинжал был не египетской работы — в архивах сохранились письма от царя Митанни по имени Тушратта (его имя означает «тот, кто владеет внушающей ужас колесницей») к фараону Аменхотепу III (дедушке Тутанхамона) с перечнем даров, включавшим железные кинжалы с золотыми ножнами.
На протяжении десятилетий проводились различные материаловедческие анализы, призванные определить происхождение кинжала. В 2016 году группа ученых (главным образом итальянских) провела новый тщательный анализ, используя технику и технологию, недоступную прежним исследователям. Их выводы более или менее однозначно подтвердили то, что предполагали уже давно — кинжал Тутанхамона сделан из небесного металла.
Многие из падающих на Землю метеоритов состоят из железа, и это железо, во-первых, относительно беспримесное, чистое, а во-вторых, по составу, который можно определить тонкими современными методами, довольно заметно отличается от земного железа. Вот из одного из таких метеоритов и сделан кинжал Тутанхамона.
Исследователи обращают внимание, что начиная с XIX династии египетских фараонов (то есть вскоре после Тутанхамона) в египетском языке появляется термин «небесное железо». Древние египтяне знали, что железо может падать с неба — больше чем за две тысячи лет до того, как это стало известно европейцам.
P. S. Тот величественный особняк, который вы видели в сериале «Аббатство Даунтон» — это загородный дом Лорда Карнарвона (только вот все происходящее в подвале снимали в лондонской студии, потому что в подвале настоящего дома хранится древнеегипетская коллекция). Дом принадлежит правнуку того самого Лорда Карнарвона.
В своем блоге я стараюсь делиться удивительными историческими событиями и фактами. Если Вам интересно — подписывайтесь на мой канал.