Одной из первых ценностей, которым мы учим детей, является честность, так почему же взрослые так часто лгут? Почему ложь является таким распространенным компонентом нашей повседневной жизни и разговоров? В то или иное время все мы были нечестными, но ложь по-прежнему остается тем, за что мы быстро осуждаем других. Посмотрите, с какой радостью средства массовой информации обвиняют и высмеивают любого, кого поймали на лжи - особенно своего собственного. Я не оправдываю нечестность, но иногда наказание кажется лицемерным. Мы все несовершенны. Мы все искажаем правду. Это наш общий порок, так почему же мы так удивляемся или осуждаем, когда это делают другие?
Правда, не вся ложь создана одинаковой. Она бывает разного размера, и ее говорят по разным причинам. Некоторые виды лжи гнусны и огромны. Они предназначены для сокрытия крупных преступлений. Их говорят, чтобы скрыть большие грехи. Они прикрывают неверность, неравенство и жестокость. Они развязывают войны, подавляют свободы и распространяют ненависть, как болезнь, передающуюся воздушно-капельным путем.
Однако большинство из нас говорит ложь в меньших, ежедневных дозах. Как часто вы говорите кому-то, что не можете, когда на самом деле имеете в виду, что не хотите?
Иногда мы лжем, потому что предпочитаем делать то, что легко, а не то, что правильно. Если говорить правду - это подниматься по крутой лестнице, то лгать - это скатываться с горки. Для некоторых из нас ложь становится подобна гравитации. Это сила, действующая в нашей жизни, и мы в основном реагируем на нее, не задумываясь, позволяя ей выбирать наши слова или двигать нами.
Иногда мы лжем, чтобы соответствовать. Мы обрезаем нашу мораль до более удобного и портативного размера. Мы убавляем пыл в наших убеждениях, чтобы они были более приемлемыми. Мы смягчаем свои слова, чтобы другим было легче их проглотить. Мы заявляем, что нас волнуют вещи, которые нас не волнуют (или делаем вид, что нас не волнуют вещи, которые для нас очень важны), чтобы нас приняли в той или иной группе.
Честность может дорого стоить. Она может стоить нам чьей-то благосклонности или дружбы. Она может заставить нас расстаться с иллюзией, которую мы питали - о нашем мире, о ком-то другом или о нас самих.
Часто мы лжем из страха. Мы боимся, что правда навредит кому-то, кто нам дорог. Мы говорим себе, что лжем, чтобы защитить их - что ложь безвредна, а правда причинит боль. Мы не хотим, чтобы они страдали, поэтому мы лжем и называем это любовью. Но ложь закладывает неверный фундамент, а нечестность заглушает искреннюю привязанность.
Если я не боюсь, что честность причинит тебе боль, то я боюсь, что она вдохновит тебя причинить мне боль. Я беспокоюсь, что вы убьете посланника или увидите во мне противника. Поэтому иногда я лгу, чтобы сохранить мир.
Мы боимся того, что подумают о нас другие, если мы будем полностью честны. Мы не хотим показаться глупыми, поэтому притворяемся, что понимаем то, чего не понимаем. (Одна из самых трудных для меня истин - "Я не знаю") Мы не хотим выглядеть слабыми, поэтому скрываем свои чувства. Мы проглатываем свой гнев. Мы сдерживаем слезы. Мы лжем, чтобы преуменьшить свои недостатки или приукрасить достоинства. Мы лжем, чтобы казаться богаче, занятее, счастливее или важнее.
Ложь часто является актом самосохранения. Иногда мы пытаемся сохранить тот образ себя, который хотим видеть в других. Иногда нам хочется, чтобы наша ложь была правдой - например, мы поздравляем, чувствуя апатию или зависть. Мы надеемся, что, произнеся ложь, мы превратим ее в реальность.
Я бы солгал, если бы сказал, что всегда честен. Я хочу быть правдивым человеком, но иногда я обнаруживаю, что лгу как рефлекс - даже когда ставки очень малы. Я знаю, что никогда не буду абсолютно честным, но надеюсь, что смогу хотя бы двигаться в этом направлении. Шаг первый - изучить свои привычки лгать, а затем устранить их. На кого я пытаюсь произвести впечатление? Что я пытаюсь доказать? Веду ли я себя как человек, которым не являюсь, или пытаюсь избежать наказания или упрека?
С самого раннего возраста нам говорят, что лгать нехорошо. И тогда эта белая ложь проникает в наш мир. Они маскируются под вежливость или доброту: Это было восхитительно! Я с удовольствием помогу тебе переехать! Ты не выглядишь толстой в этом платье (как будто толстые не могут быть красивыми). Я бы хотел прийти, но я занят в этот день. Да, у тебя самый милый в мире ребенок. Прости. Я не возражаю. Я не волнуюсь. Я не сержусь. Я не могу съесть весь десерт в одиночку. Ты меня не беспокоишь. Мне комфортно.
Почему мы называем их белой ложью? Они чисты или невинны? Они мягкие, как хлопок, или нежные, как снег? Они совершенно безобидны?
Белая ложь - это все равно предательство. Даже маленькая ложь может причинить вред. И, возможно, что хуже всего, маленькая ложь делает большую ложь необходимой - или, по крайней мере, возможной.
Правда часто бывает жесткой, но она не обязательно должна быть жестокой. Честность может быть нежной, так же как и ложь может ранить. Правда, сказанная в любви, все равно может ранить или жалить, но я считаю, что именно те истины, которые были отточены ложью, являются самыми режущими. А иногда жесткая правда - это именно то, что мне нужно. Иногда это подарок. Почти всегда это полезная информация. Довольно часто она приносит освобождение.