Найти в Дзене

Дмитрий Попов о нововведениях для автомобилистов

Разбираемся в нововведениях сентября для автомобилистов вместе с автоэкспертом Авторадио - Санкт-Петербург Дмитрием Поповым. Как будет работать новый знак фотовидеофиксации? Каковы условия получения права по гаражной амнистии? Нужна ли теперь диагностическая карта? Об этом и новых штрафах, которые ждут автомобилистов читайте в нашем материале.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Давайте начнём с новости, которую сейчас активно обсуждают. В Петербурге полиция инициировала проверку по факту того, что водитель посадил за руль автомобиля предположительно годовалого малыша. Видео было выложено в интернет. Что грозит такому нарушителю?

— С точки зрения закона он предоставил право управления транспортным средством лицу, не имеющему водительского удостоверения.

То есть, возраст ребёнка тут не имеет значения?

— Чем формальнее мы подходим к закону, тем он более понятен в реализации. В этой истории меня напрягает другая ситуация – люди выкладывают такие видео. Я не призываю не делать этого, но подобное – маячок, что автомобилисты почувствовали свою безнаказанность. А она появляется также из-за того, что у нас мало сотрудников ГИБДД.

А моральный аспект? Все мы по-разному относимся к так называемому стукачеству. Есть люди, которые считают, что не стоит снимать нарушите и потом выкладывать в сеть. Но в то же время велика вероятность, что такие ситуации могут привести к большим проблемам на дороге.

— Честно, я не вижу в этом поступке стукачества, потому что, в общем и целом, он является борьбой за безопасность дорожного движения. Я, например, выступаю за то, чтобы у нас был единый телефон горячей линии, по которому можно было бы позвонить и сообщить о любых нарушениях или опасности на дороге. Если количество сотрудников ГИБДД сокращается, то нужно найти какой-то демократичный способ сообщить о нарушении ПДД и иных нормативно-правовых актах.

Также бывают ситуации, когда таксисты приезжают в таком состоянии, что не могут везти пассажира и тому приходится пересаживаться на сидение водителя и самому довозить себя. Что в таких случаях делать?

— Отказываться от поездки. Услуга не оказана и деньги должны вернуть. Сейчас таксомоторные услуги стремительно летят вниз. Даже тарифы «Комфорт» разных компаний выглядят весьма не комфортно.

Давайте поговорим о главных нововведениях. Начнём с нового дорожного знака 6.22 «Фотовидеофиксация».

— Существовала ситуация, когда в ГОСТе было написано, что табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» применялась к конкретным знакам или светофорам, в отношении которых осуществлялось администрирование нарушений средствами автоматической фотовидеосъёмки. То есть, едешь где-то в городе, видишь, что стоит знак ограничения скорости и табличка или на асфальте нарисован фотоаппарат и это значит, что именно в этом месте контролируется конкретное нарушение. Я всегда говорил, что это крайне аморально, потому что складывается стереотип, что соблюдать правила дорожного движения нужно только там, где за тобой следят. У меня такое впечатление, что Минтранс меня услышал и внёс поправки в ГОСТ, а следом и в правила дорожного движения. Теперь в населённом пункте, в котором осуществляется фотовидеофиксация нарушений, отдельно на каждом рубеже вас никто об этом не предупреждает. Знак стоит на въезде в населённый пункт, но водитель не узнает, где именно будет съёмка. Правила дорожного движения нужно соблюдать везде. Однако вне населённого пункта порядок применения этого знака сохранился и он будет установлен перед каждым рубежом фотовидеофиксации.

С 1 сентября вступила в силу «гаражная амнистия». Как ей воспользоваться?

— Я не считаю, что это тотально востребованное явление. По мнению экспертов, всего в стране существует 3-4 миллиона гаражей. При условии, что у нас в пользовании больше 100 миллионов легковых автомобилей. Есть какое-то небольшое количество пенсионеров, которые действительно используют гараж для машины. Люди среднего возраста так уже не делают. Гаражная амнистия предполагает возможность узаконить право на земельный участок или строение на нём для гаражей, которые были построены до 2004 года. Но там есть несколько условий, которые должны быть выполнены. Первое – гараж должен быть капитальным строением, то есть, настолько соединённым с землёй, чтобы его нельзя было одномоментно разобрать и перенести. Второе – на этом земельном участке не должно быть спланировано строительство какого-то жилого массива или завода. Третье – нужно получить согласие исполнительного органа государственной власти или местного управления. Это условие является ключевым.

Но перспективы этой приватизации довольно туманны.

— Существует процедура изъятия земель в оборот государства. Она довольно часто реализуется. Да, сейчас они получат компенсацию, но какой она будет и как эта процедура защитит – большой вопрос. Просто появляется возможность в краткосрочном периоде чуть-чуть спокойнее спать, потому что сегодня-завтра никто вдруг не приедет и бульдозером гараж не снесёт. Но что будет послезавтра – неизвестно.

Недавно появилась новость, что водителей могут начать штрафовать за установку дополнительных динамиков. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Это фейк. Один новостной автомобильный портал, ссылаясь на эксперта, рассказал, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства якобы подразумевает и динамики. Обращаю внимание, что изменения должны влиять на безопасность дорожного движения. Ни в техническом регламенте Таможенного союза, ни в ГОСТе нет ни намёка на проверку динамиков. Допустим, если чехлы на вашем автомобиле будут не заводские и не того цвета, который был изначально, не произойдёт ничего страшного. Цвет чехла напрямую на безопасность дорожного движения не влияет. Такая же история с динамиками, щётками стеклоочистителя и др. Все элементы, которые попадают под запрет, описаны в ГОСТе и техническом регламенте таможенного союза.

Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения одобрила отмену обязательного техосмотра в России. К чему это может привести в будущем?

— Есть два раздельных административных процесса. Один касается того, что в феврале этого года Правительство приняло постановление, в соответствии с которым продлевается срок действия диагностических карт у тех, у кого она истекает с 1 февраля по 1 октября. Просто срок действия продлевается. С 1 октября техосмотр уже нужно будет проходить. Также внесены поправки в ФЗ и теперь при заключении договора ОСАГО диагностическая карта о прохождении государственного технического осмотра не предъявляется. Также ты не должен её возить с собой. Но, допустим, тебя останавливает инспектор ГИБДД на дороге и твой автомобиль похож на тот, что в розыске или на нём есть царапины и ему кажется, что ты оставил место ДТП. В ходе проведения процедуры проверки он решил поинтересоваться, а пройден ли твоим транспортным средством в соответствующем порядке техосмотр. Может выявить, что не проходил. И пока что ничего не произойдёт, но с марта 2022 года будет ждать штраф две тысячи рублей и процедура задержания транспортного средства. Также ГИБДД анонсировало ведение плановой системной работы по адаптации комплексов фотовидеофиксации всех типов. Просто в программное обеспечение дописывается модуль, который заодно будет проверять, а пройден ли техосмотр. Если нет, то раз в день будет приходить штраф. За месяц может накопиться 60 тысяч. ТО делается по схеме 4-2-2-2-1 и т.д. То есть, новый автомобиль проходит техосмотр через 4 года, после этого раз в два года и машина с возрастом 10 и более лет раз в год.

Появилась ещё одна инициатива о том, что нас ждёт штраф, если мы не включили фары, а камера это заметила.

— Использование внешних световых приборов необходимо в случаях, которые предусмотрены правилами – тёмное время суток и условия недостаточной видимости, к которым относятся сумерки. Оно является совершенно обоснованным с точки зрения повышения безопасности дорожного движения. Чёрные и тёмно-серые автомобили зачастую плохо видно. Поэтому всегда должны гореть ближний свет фар и габаритные фонари. Тёмным временем суток считается период от захода солнца до его выхода из-за горизонта. Но нужно понимать, каким образом техника будет решать, что считается нарушением, получится ли у неё отличать дневные ходовые огни от ближнего света фар и др. Думаю, ограничатся всё-таки временным интервалом.

Но всё-таки одна из самых больших проблем на дороге - чрезмерная уверенность водителей .

— Обычно это называется «периодом мнимого мастерства», когда человек ездит три года, думает, что всё знает и потому начинает лихачить. Подход к безопасности в автомобиле должен быть таким же, как в авиации. Сколько бы часов ты не налетал, должен соблюсти все необходимые технические и технологические процедуры. В противном случае жизнь с тобой сыграет злую шутку. А культура поведения связана не только с автомобилистами. Тот, кто грубит на дороге, и в жизни является хамом. Такие люди ведут себя также и в магазине, и в ресторане, и в обществе.

Светофоры с автономным управлением. Ваша оценка их работы и перспективы этой программы?

— До тех пор, пока энергетика не будет надёжна настолько, что будет обеспечена бесперебойная работа электропитания, эта история рисковая, потому что светофор может выйти из строя. Нынешние солнечные батарейные аккумуляторные системы не до конца надёжны. Практика автономного использования источника питания существует сейчас при проведении дорожных работ. В качестве временных постов ставятся посты на аккумуляторах с инверторными устройствами. Спустя какое-то время подъезжает система и заменяет их.