О том, кто такая Алиса Теплякова не знает разве что глухой и слепой. О ней пишет интернет, ее показывают по телевизору, о ней спорят в блогах. Но, если вдруг есть люди, которые не в курсе, кто эта чудо-девочка, то вкратце эта малышка в 8 лет закончила школу и поступила в МГУ на психфак на платное отделение.
И вот все чаще появляются статьи о том, что Алиса мешает другим студентам. Причем, как на дистанте, а в этом формате проводится большая часть лекций, так и при очном посещении. Дескать, она перебивает преподавателя, задает вопросы, говорит не в тему.
Об этом рассказала одна из первокурсниц, которая учится вместе с девочкой. По ее словам, вундеркинд не совсем понимает, что происходит. «На одном из занятий Алиса постоянно отвечала, хотя ее не спрашивали. И добавляла: «Вот я уже это прочитала», - отметила она. А на парах по математике девочка хвасталась, что уже решала задачи с матрицами.
А на другом занятии Алиса рисовала педагога. А на занятиях по русскому языку Алиса включала микрофон и отвечала, перебивая остальных, и тем самым пугая пожилого преподавателя. Также девочка много говорит не по существу вопроса. «Видно, что она строит предложения просто как обычный ребенок», - утверждает студентка.
В целом, это неудивительно.
Давайте попробуем разобраться для чего нужна школа.
Когда ребенок приходит в первый класс от него, помимо учебы, требуется соблюдение определенных правил.
- Не бегать.
- Не играть на уроке.
- Поднимать руку, когда хочешь сказать или спросить.
- И так далее, нет смысла перечислять то, что знают все.
И тут возникает подвох. Дети, которые ходили в детский сад, гораздо быстрее адаптируются к этим правилам, чем те, кто сидел дома. Мой несадовский ребенок в первом классе залез под парту за ручкой и там и остался. Хотя вроде ходил на подготовку и теоретически должен знать о том, что сидеть надо за партой, а не под ней))) Но его оттуда извлекли и объяснили.
Алиса же не ходила ни в сад, ни в школу. И то, что для всех остальных правило, которому надо следовать, для нее – пустой звук. По словам папы, они обучались дома около 3-4 часов и в любой момент можно было прерваться и заняться другими делами. В школе, сами понимаете, такое не прокатит.
Я ни в коем случае не против семейного образования. Если у родителей есть навыки, средства, силы для того, чтобы вложить в любимую крошку программу с первого по одиннадцатый классы – это здорово.
Но школа – это еще и правила поведения. Навык работать в условиях, далеких от идеальных. Помню давно, мои ходили на какие-то занятия и там надо было что-то доделать. В группе был парнишка на семейном. Занятие вроде закончилось и педагог, оставив детей доделывать, запустил родителей. У всех же уйма вопросов про любимое чадо. Говорили мы вполголоса, но это сильно помешало парнишке. Он запутался в расчетах, разворчался и в итоге расплакался. Остальные «несчастные школьные дети» спокойно все дописывали, даже не обращая внимания на странный гул говорящих родителей.
Потому что они привыкли что всегда есть «арквеллианский линейный крейсер, или корреллианский луч смерти…» и все тому подобное. А дописать надо.
Алисе же никто не объяснил эти самые правила. И это в целом понятно, родители вкладывали в нее знания. Успеть вложить еще навыки обучения в обществе они просто не успевали. И это видно даже из интервью, что показывают по телевизору.
Она перебивает ведущего, пытается рассказать что-то свое, причем совсем не в тему, и ведет себя просто как ребенок, который не знает, что так не надо делать. Можно сказать, что все эти ограничения условны и мы растим свободную личность, но вот сейчас эта личность оказалась социуме, который подчиняется правилам. А она этих правил просто не знает.
При этом я согласна, что в школе есть ряд предметов, без которых можно было бы обойтись. Но опять же сейчас есть профильные классы, где углубленно учат то, что интересно ребенку, а остальное идет необходимым минимумом. Можно сколько угодно ругать русскую литературу, но ведь читать ее все равно нужно.