Сегодня, поговорим почему же поезда не сталкиваются? Многие думают, что пути делятся на 2 части. Один в другую сторону другие в другую и поэтому поезда не столкнулись, так как поезда едут по своим путям туда куда им надо. Но, не всё так просто как кажется. Я постараюсь, чутка, подробней описать, почему они все таки едут на встречу друг к другу и не сталкиваются.
Начнем с Автоматическая блокировка (АБ).
На данный момент это основной вид сигнализации и связи.
Суть её простая, многие из вас в курсе. Между станциями перегон разделен на блок-участки. Между блок-участками установлены проходные светофоры. Длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор. Машинист по показанию проходного светофора может понять, сколько перед ним блок-участков свободно. При жёлтом огне - один блок-участок за ним свободен, следующий светофор красный. Зелёный светофор - впереди свободны два или более блок-участка. Если АБ четырёхзначная, то у неё есть ещё жёлто-зелёный светофор (впереди свободны два блок-участка), а зелёный означает свободность трёх или более блок-участков. Красный светофор в любом случае означает занятость блок-участка за ним, требует остановку.
При АБ показания путевых светофоров передаются по рельсам на локомотив, в кабинах их дублирует локомотивный светофор, что ещё более усиливает безопасность движения.
Так же на железной дороги, есть не только автоматическая блокировка. Так же применяются полу-автоматическая блокировка. Слегка устаревшее средство, но кое-где применяется до сих пор.
Суть её такова. Между станциями перегон не разделён на блок-участки как при АБ. Поезд отправляется со станции и единолично занимает весь перегон. Пока он не прибудет на следующую станцию, и дежурный по этой станции не убедится, что поезд прибыл всем составом - следующий поезд на этот перегон не отправится.
На локомотивный светофор при ПАБ никакие показания не дублируются.
Недостатки ПАБ очевидны:
- низкая пропускная способность. Перегон может быть длиной в 20/30/40/n километров, поезд может следовать по нему хоть целый час - и всё это время следующему поезду нужно ждать. В то время, как при АБ следующий поезд можно отправить через 4-6 минут.
- нет контроля за состоянием рельсовой цепи. С помощью кодов, передающихся по рельсам на локомотив при АБ машинист может контролировать, цел ли перед ним путь. При ПАБ этого нет.
- от работников станции требуется внимательность и прилежность в исполнении своих обязанностей, в противном случае возможно отправление поезда на перегон в случае прибытия предыдущего поезда в неполном составе. То есть на перегоне вагоны остались, а туда поезд пустили.