Вот и стал я блогером. Не думал, не гадал. А вот поди ж ты… Здесь надо объяснить и себе, и читателям, зачем мне это нужно. Видимо, всё дело в том, что по своей природе я не просто Человек разумный, но и особый его подвид – Человек пишущий. Лет в 7 я начал работать над первым своим романом под названием «Гусары». Эта титаническая работа не была окончена, поскольку о гусарах я имел смутное представление, а написать хотелось ещё много других романов, чем я и занимался с перерывами на игры, сон и учёбу в начальной школе.
В средней школе писательский зуд стихал под воздействием сочинений и изложений, которые я всегда писал на одну и ту же оценку 4/5 (5 за содержание, 4 за грамотность – почему-то всегда не хватало пары-тройки запятых в нужных по мнению учителя местах). Ну, а в университете вместо романов и повестей пришлось писать курсовые, дипломную, а вместе с тем и первые статеечки для сборников научных конференций. Дальше больше: статьи в научные журналы, кандидатская диссертация по философии, первая научная книжка, потом книжка научно-популярная, опыты с художественной прозой… Вроде бы и надоедает писать, больше хочется почитать, погулять, поиграть, полежать и ничего не делать, но потом писательский зуд снова даёт о себе знать и рука тянется… нет, уже не к ручке, которой я скоро совсем разучусь пользоваться, но к видавшей виды клавиатуре, с которой мы вместе написали тысячи страниц всяких умных и не очень умных текстов.
Но, признаться, от зауми научных текстов я и сам устаю. Тем более, я их не только пишу, но и рецензирую, редактирую, а это, знаете ли, настоящее испытание для рассудка и воли. Мне нужна отдушина, где о достаточно серьёзных вещах можно писать проще и интереснее, чем это позволяют делать стандарты научных журналов. Дайте мне пожаловаться – редакторы и рецензенты часто упрекают меня в «публицистичности стиля», мол, недостаточно сухо пишу. Я же, напротив, считаю, что если твоя статья понятна и интересна нескольким коллегам, число которых можно пересчитать по пальцам одной руки, то грош ей цена. Впрочем, об этом я ещё планирую порассуждать в другой раз.
Здесь же уточню, что именно мне интересно. Я начинал свой путь в науке с изучения славянского язычества. Любил в детстве русские сказки и думал, что узнаю много всего интересного про русалок, кикимор, шишиг, а заодно Перуна, Велеса и всю эту честную компанию. (Надежды не оправдались, но об этом тоже как-нибудь в другой раз.) Далее мои научные интересы плавно распространились на неоязычество – то есть на людей, которые в наши дни поклоняются Перуну, Велесу и ещё целой прорве других древних славянских божеств, о которых, что характерно, древние славяне и не слыхивали. Но изучать обряды и верования современных язычников мне кажется скучным и не слишком полезным. (Каждый верует – нет, не так – ведает по-своему, что ж теперь, к каждому язычнику по религиоведу приставить, чтоб он записывал всё, что тому в голову взбредёт?) Зато я начал замечать, что разного рода идеи, которые ранее были в ходу среди неоязычников, прорываются в публичное информационное пространство и успешно в нём закрепляются. Так я заинтересовался темой современной мифологии, массового сознания и популярной культуры, а заодно и вопросом, почему современная наука, при всё своей мощи, оказывается для общества менее притягательной и авторитетной, чем псевдонаука. Вот этот круг вопросов я и собираюсь отражать на страницах своего блога. Тем, кому это будет интересно, предлагаю подписываться, читать, комментировать. Так, глядишь, мой писательский зуд не утихнет.
Список моих наиболее примечательных научных и научно-популярных работ:
Бесков А. А. Язычество восточных славян перед лицом современности. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2018. – 192 с. – (Научно-популярная серия РФФИ).
Бесков А. А. «Славянские руны» на российских экранах: репрезентация неоязыческого мифа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 225–253. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-225-253
Бесков А. А. Символы раздора: руническая письменность в зеркале российской и западной прессы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2020. № 1. С. 77–92.
Бесков А. А. От мифов древности к мифам историографии: проблема древнерусского бога Хорса как симптом болезни науки о мифах // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 66. С. 118–129. DOI: 10.17223/19988613/66/15
Бесков А. А. Полезен ли анализ неоязыческих сообществ в соцсетях для оценки численности последователей русского неоязычества? // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2020. № 3 (38). С. 306–330. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-3-306-330
Бесков А. А. «Языческие» названия российских организаций: опыт изучения // Mundo Eslavo. 2020. № 19. P. 39–60.
Бесков А. А. Симуляция науки и симулякры культуры: иллюзорные представления о славянском язычестве в современной российской гуманитаристике // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 100–110. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-100-110
Бесков А. А. «Перун», «Сварог» и другие эргонимы: о чем могут рассказать «языческие» наименования российских компаний? // Этнографическое обозрение. 2022. № 2. С. 188–206. DOI 10.31857/S0869541522020129
Бесков А. А. Мифология, вооруженная лопатой, или Возможна ли археология сверхъестественного? // Stratum plus. 2022. № 5. С. 345–359. DOI: https://doi.org/10.55086/sp225345360