Найти тему
3,8K подписчиков

Фридрих Ницше: почему не надо читать его книги?

2,1K прочитали

Уважаемые Читатели, всем доброго времени суток!

Книги немецкого философа Фридриха Ницше действительно опасны - это проверено временем: есть множество плачевных случаев, связанных с увлечением философией Ницше.

В этой небольшой статье мы порассуждаем, каким людям лучше обходить стороной педантичного немца, почему на его книгах можно поставить печать "dangerous" и приведём парочку примеров, к чему может привести одержимость философией Ницше (так называемое "ницшеанство").

На чердаке завалялись
На чердаке завалялись

В прошлых двух статьях мы говорили о нашем забытом русском писателе - Леониде Андрееве. И тут, как по воле случая, я вспомнил, что у Андреева есть мини-произведение под названием "Рассказ о Сергее Петровиче" - в нём как раз говорится о человеке, одержимом философией Ницше. Чем примечателен этот рассказ? Во-первых, тем, что главный герой, будучи типичным "человеком толпы", начитавшись Ницше, кончает жизнь самоубийством; во-вторых, тем, что рассказ основан на реальных событиях... То есть, в России действительно жил парень, который под влиянием идей Ницше отправил себя в мир иной. Уверен, таких было немало... и не только в России...

В этом рассказе раскрывается весь парадокс ницшеанства: безумный немец (он действительно был сумасшедшим), писавший о сильных и независимых личностях притягивал к себе, в большинстве случаев, людей слабых, эмоционально неустойчивых и легкоранимых, склоняя их к деструкции и самоуничтожению. Фатальное противоречие. И кстати об уничтожении...

Вот второй пример увлечения Ницше и его идеей "сверхчеловека": известно, что в прошлом веке по всему миру прошла кровавая буря, унеся за собой жизни миллионов людей большинства государств и национальностей. Имя этой бури - Третий Рейх. Идеи Ницше, скрывающие в себе концепцию нигилизма и разрушения, стали массивным идеологическим оплотом для истеричных национал-социалистов, оставив после себя лишь кровь, страдания и разрушения. И больше всего именно нам...

"Нигилизм" как идеал высшего могущества ума, избытка жизни, частью разрушительный, частью иронический. (с) Фридрих Ницше

Чем закончилось увлечение таким нигилизмом (частью "ироническим") мы узнали 9 мая 1945-го, а сам Ницше окончательно свихнулся ещё в 1889-м. Танк, который стреляет ракетами, назывался у нацистов "Пантерой", а который стрелял идеологией - Ницше.

Уважаемые Читатели, всем доброго времени суток!-2

А теперь немного личного; "отсебятины", если угодно. Сам я познакомился с Ницше в 19 лет, - это был самый страшный период в моей жизни, я похоронил 3-х родственников; бабушка, например, скончалась от рака, а сам я был в ужасном состоянии, пару раз даже терял сознание. Но к чему я это? К тому, что именно в этот период жизни, депрессивный и тревожный, да и 19 лет, сам по себе, возраст тяжёлый, мне попадается "Так говорил Заратустра"... Будучи в то время эмоционально неуравновешенным и склонным к агрессии, я был в неописуемом восторге от этой книги. Но это лишь говорит о том, что со мной было не все в порядке... Со временем жизнь улучшилась и я, из любопытства, решил приобрести "Антихриста" Ницше. Как же я удивился тому, что мог искренне любить автора этой книги... Не хочу обидеть тех, кому нравится Ницше, но в то время, когда я наконец собрался с мыслями, он (Ницше) показался мне настолько хаотичным, что я окончательно отвернулся от его книг и идей. На мой взгляд, лучше всех о немецком философе высказался Лев Николаевич Толстой:

Читал Ницше „Заратустра“ и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия — idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?

Кажется, лучше и не скажешь.

Дорогие Читатели, спасибо за прочтение статьи! Прошу вас, оставляйте свои мнения и комментарии - мне будет очень интересно их прочесть.

Подписывайтесь на мой канал!