Найти в Дзене
Близкий Восток

Западный взгляд на Восток. Что начал Наполеон?

Оглавление

Недавно я говорила с подругой о ситуации в Афганистане и она сказала: "Да у них на Востоке вечно черти что". И тут я подумала: "А откуда мы знаем, что у них на Востоке вечно черти что?" Как вообще все устроено на Востоке и откуда у нас берется информация об этом устройстве?

В прошлой статье я писала о том, что такое Восток. Сегодня поговорим о том, откуда у нас появляются знания. Главное - откуда ноги растут.

Такое разное востоковедение.

Обратимся к истории. Извините, есть у меня такая особенность все время куда-нибудь обращаться. Когда я начинаю рассказывать историю, мой муж обычно спрашивает: "Прости, пожалуйста, а обязательно начинать рассказ от сотворения мира?" :)) Да, необязательно. Но я хочу, чтобы всем все было понятно. :)) Итак.

Давным-давно, в 1798 году Наполеон задумал поход в Египет. Вместе с армией в поход отправились историки, лингвисты и прочие ученые, которые в процессе создали энциклопедию о Египте. Итог похода оказался неудачным, но после этого в Европе возник особый интерес к ориентализму.

Что такое ориентализм? Большая российская энциклопедия пишет: "Ориентализм - в европейской культуре Нового времени использование сюжетов и мотивов [...] литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки различных стран Востока. [...] стилистическая тенденция, [...] нацеленная на воссоздание во многом условного образа Востока как особого мира, противостоящего культуре Запада и дополняющего ее."

Что мы читаем в этом определении? Вот есть Запад. У него есть своя культура, незыблемая и важная. И есть Восток. Он странный, непохожий, экзотический и тревожный своей неизвестностью. Но ладно, так и быть: он может дополнять Запад. Здесь нет речи о равноправии, похоже. Есть только старший брат и его маленький, слегка странноватый, не знающий жизни братишка. Но так ли это на самом деле?

Это то, чем пишет Эдвард Саид и остальные вслед за ним. Давайте для примера посмотрим на работы европейских художников, писавших картины на восточную тематику. Оговорюсь, что я на живопись смотрю не как искусствовед, а как психолог.

-2

Какое впечатление от этих картин? Я бы сказала, они похожи на открытки для туристов. На них собраны все клише и стереотипы, которые существовали в тот период о Востоке. Жгучий, дикий и экзотический регион. Ковры, верблюды, базары, непривычно одетые люди, песок, яркие краски и экзотический неизвестный мир. Это примерно как сейчас мы смотрим на кофейные чашки с тюльпанами, на синий амулет от сглаза и представляем Турцию.

А теперь давайте посмотрим на работы художника-ориенталиста, знавшего Восток изнутри.

Осман Хамди Бей. Турецкий живописец, основатель Академии искусств в Стамбуле.
Осман Хамди Бей. Турецкий живописец, основатель Академии искусств в Стамбуле.

Осман Хамди Бей учился во Франции у Жерома и технически его работы похожи на то, что делали европейцы. Однако, есть большое отличие. Посмотрите внимательно: на его полотнах нет клише, нет образа покорного, безвольного жителя Востока. Нет роскоши, неги, верблюдов и пряностей. Зато на них изображен характер. Люди на его полотнах думают, сомневаются, мечтают, действуют. Они не выглядят фигурками, как во многих работах европейцев. Они проживают свою жизнь, и эта жизнь разная.

"Картины Хамди - тщательно составленные эссе об османском обществе, написанные на языке Запада".
Зейнеп Челик, архитектуровед.

Что видели колонизаторы?

Помните про Наполеона, который взял в египетский поход историков и арабистов? Все остальные европейские завоеватели делали так же.

Западные походы на Восток: в Палестину, Египет, Алжир и тд - это история про колонизацию. Запад нёс свою идеологию, культуру, бытовые удобства и все самое "передовое и современное". Ученые, приходящие с западными армиями, сами по себе были культурным оружием. Местные ученые и интеллектуалы часто восхищались ими и хотели стать частью того общества и той элиты.

Какие же черты есть у Востока, по мнению тех, кто его видел, изучал и описывал?

  • Статичность. Когда Наполеон вошел в Египет, он увидел цивилизацию, которая застыла во времени. С одной стороны это современная страна, с другой - древняя цивилизация. Наверное, это странное ощущение: в 18 веке воевать под взглядом фараона. Можно представить, сколько мифов и легенд ходило среди солдат, и сколько они привезли с собой во Францию.
  • Цельность. В прошлой статье я писала о том, что Россия видела разные "Востоки".
«Общего закона движения человечества вперед нет, как то нам доказывают неподвижные азиатские народы».
Лев Толстой.

У западной Европы такого взгляда не было. Для них весь Восток был нелогичным, эмоциональным, и неразвитым. Не было для них деления на Среднюю Азию, Индию, Китай и Ближний Восток. Было одно единственное непознаваемое пространство, которое лучше завоевать на всякий случай, чтобы понимать, что там творится. Невозможно было рационально понять Восток, поэтому европейцам важно было сконструировать его для себя. Важен был абстрактный образ чего-то, что "не Запад".

У меня есть догадки о психологических причинах этих явлений: поговорим о них в следующих статьях.

Какие у вас есть мысли на этот счет? Поделитесь.

#восток и запад #востоковедение #психология востока #турция #культура #история #ближний восток #живопись #арабский мир #восток