Прежде всего я должен сказать вам, что бытие Божие — это не математическая теорема, это не то, что можно доказать с ручкой и листом бумаги. Бытие Божие невозможно доказать с помощью уравнений и математических выкладок. Если бы бытие Божие возможно было доказать подобным образом, то это уже не было бы верой. Это была бы очередная осязаемая истина, которую мы видим перед собой и проверяем своими чувствами. И вера тогда не была бы столь многоценной, не имела бы столь великого достоинства. Достоинство и цену имеет именно та вера, о которой сказал Христос: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Так что бытие Бога недоказуемо — но тем не менее нам дано столько свидетельств для того, чтобы верить в Бога!.. Вокруг нас так много источников, которые буквально кричат нам о вере, что не верить в Бога может только человек, у которого (простите, если это прозвучит резко) не всё в порядке с головой. «Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м: несть Бог» (Пс. 52:2).
Итак, начинаем нашу беседу, в которой попытаемся обосновать бытие Божие. И помощником в этом будет нам физический мир.
Вы читаете отрывок из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Издательство "Орфограф"
Этот вопрос особо трогает меня лично. Я много лет углублялся в него, занимался им в связи со своим образованием и мирской специальностью физика. Природа открывает нам, что существует Бог, её Творец. Каким же образом природа об этом свидетельствует? Она свидетельствует об этом, братья мои и сёстры, многообразно, она кричит об этом на все голоса! Куда бы человек ни кинул свои взгляд, куда бы ни простёр свои слух, он везде услышит и увидит свидетельства того, что Бог есть. Шёл как-то раз по лугу один натуралист. Перед ним расстилался мягкий зелёный ковёр из трав, который был украшен прекраснейшими дикими цветами. И, касаясь легонько своей палочкой этих трав и цветов, он просил: «Не так громко, пожалуйста, не так громко! Не кричите, пожалуйста, я от ваших криков оглохну!» Что же они ему кричали? Все они кричали о том, что Бог есть. У этого благочестивого человека были уши, готовые услышать их голоса. Однако у многих людей таких ушей нет, и потому, к несчастью, они не могут услышать природу, которая множеством голосов кричит им о бытии Божием.
Итак, братья мои, мы с разных сторон будем сейчас разбирать эту тему. Начнём с макромира, с мира больших и даже гигантских объектов, а потом перейдём к микромиру, к объектам крохотным и неразличимым невооружённым глазом. Мы рассмотрим, каким образом свидетельствует о Боге этот величественный мир, который нас окружает, это превосходное, совершенное творение Вселенной. Наличие перед нами картины, нарисованной красками, обязывает нас принять существование художника, который её написал. И скульптура, которую мы видим перед собой, тоже отсылает нас к своему создателю — скульптору, и вынуждает нас принять его бытие. Нет на белом свете таких людей, которые, поглядев, например, на изваянную древнегреческим скульптором IV века до Р. Х. Праксителем скульптуру Гермеса, бросились бы доказывать, что эта скульптура появилась сама по себе, из ничего. Только человек душевно нездоровый мог бы заявить нечто подобное. Все мы безусловно принимаем тот факт, что в какую-то историческую эпоху жил некий конкретный человек — скульптор, который создал это произведение искусства. То же самое происходит, когда мы любуемся произведениями искусства византийской эпохи или эпохи Возрождения. Мы знаем и не подвергаем сомнению, что были люди, которые эти произведения создали.
Или вот ещё пример: как вы думаете, найдётся ли на свете человек, который будет утверждать, что часы, которые он носит на руке, возникли сами по себе? Что случайно, из ничего возникли вдруг винтики, часовое колесо, осциллятор, стрелки, потом сами по себе эти детали вдруг соединились воедино и часы затикали? Нет. Мы все верим в то, что какой-то часовых дел мастер эти часы создал. Видели ли мы этого часовщика своими глазами? Нет, ни один из нас не видел того человека, который сделал его часы. Однако все мы верим в то, что кто-то их сделал. Может, этот человек сейчас уже умер, а может, ещё жив и продолжает трудиться где-нибудь за тридевять земель. Как бы то ни было, мы не сомневаемся в том, что кто-то эти часы создал, даже если мы ни часовщика не видели, ни имени его не знаем (хотя и оно может быть где-то выгравировано), ни процесса их создания не наблюдали. Зато мы носим у себя на руке результат его труда — этот прекрасный, великолепный механизм, который называется часами.
Точно так же, братья мои, но только в гораздо большей степени, и Вселенная, эта превосходная лаборатория, этот совершенный механизм, который мы видим вокруг себя, обязывает нас принять то, что существует её Творец. Кто-то всё это сотворил. Апостол Павел говорит в своём Послании к Евреям: «Всякий дом устрояется кем-либо» (Евр. 3:4). Мы не можем себе представить, что храм — например, тот, в котором мы с вами сейчас находимся, появился вдруг, «сам по себе». Непременно был чей-то ясный ум, который его замыслил, а чья-то опытная рука построила. «Подобно тому, как всякий дом, — говорит апостол Павел, — строится каким-то человеком, существует и Тот, Кто сотворил Вселенную, и Он — Бог»[5]. «Ничто не без причины, и ничто не случайно, везде видна некая неизреченная мудрость», — говорит святитель Василий Великий (Шестоднев, 5.8, с. 381). То есть у всего, что произошло, есть какая-то причина. Итак, природа открывает нам то, что Бог есть. Каждое из творений, которые мы видим вокруг себя, от самых маленьких до самых больших, кричит: «Меня сотворил Бог!»
Продолжение следует
📚 Читайте и слушайте наши книги ©Издательство «Орфограф», 2001-2021