21 июня 1895 года в Германии был торжественный день. Сам император Вильгельм II (правил в 1888-1918 гг.) в сопровождении иностранных гостей открывал канал, который связал два моря – Северное и Балтийское.
96 километров длины, восемь лет, в ходе которых девять тысяч человек строили этот канал, прозванный Кильским.
А далее слово самому императору Вильгельму.
На борт «Грозящего» - судна, что должно было проплыть по новому каналу, император в числе прочих иностранных гостей пригласил русского адмирала Скрыдлова и сопровождавших его офицеров. Как выяснилось позднее, на борт «Грозящего», помимо приглашенных офицеров русского флота, проникли два русских инженерных офицера, о которых ничего не было известно германским властям. Эти офицеры – полковник и лейтенант – имели с собой большой фотографический аппарат, с помощью которого делали снимки фортов и батарей, мимо которых плыл «Грозящий», а также рисунки и записи. Когда морской атташе Германии заметил этих двоих и поинтересовался у адмирала Скрыдлова, кто эти люди? Адмирал ответил, что это управляющие водными работами и водными путями.
Полковник, фамилия которого была Бубнов*, по прибытию в Киль, переоделся в штатское платье и шатался вокруг укреплений, что иностранцам было строжайше запрещено. Этим вызвал к себе пристальное внимание германской полиции и жандармерии. Если его и не задержали, то исключительно из-за праздника.
Именно так описал ход событий, касающихся русских офицеров и их поведения в этот праздничный для Германии день 21 июня, император Вильгельм II в своем послании русскому царю Николаю II (правил в 1894-1917 гг.) от 10 июля 1895 года.
Завершая свое послание, Вильгельм заметил, что подобное поведение русских офицеров произвело весьма тягостное впечатление на германских военных, и что теперь к русским военным судам будут относиться с большим недоверием.
«Я полагаю, - писал Вильгельм II Николаю II, - что не совсем красиво, будучи приглашенным в качестве гостя и присутствуя на празднике в чужой стране, открывшей вам гостеприимно двери и пустившей вас в свою военную гавань, злоупотреблять гостеприимством, шпионя у своего друга…»
(Источник: письмо императора Вильгельма II правителю России царю Николаю II; приведено в книге К.К. Звонарева)