В одной из своих открытых лекций, собравших, как обычно, большое количество слушателей, священник, проповедник и духовный писатель Александр Мень, говоря о духовности, заметил:
«Опыт мировых религий, духовные традиции, которые столетиями и тысячелетиями выращивали лучшие представители человечества, – этот священный опыт служил культивации в человеке его духовного начала».
Ему задали вопрос слушатели:
Как Вы понимаете духовность?
Александр Мень ответил:
«Во-первых, как уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком. То есть духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом. Это есть духовность человека.
Второй аспект: духовность есть проявление духа. Может быть духовность со знаком “плюс” и со знаком “минус”. Бывают демонические проявления духа (демоническое искусство и другие вещи)».
Другим важным вопросом в те годы, годы глобальных перемен в нашей стране, был: как возродить духовность в стране.
Александр Мень высказал такое понимание:
"Мы должны вернуться к традиционным духовным ценностям, на которых вырастала культура в нашей стране и культура всех передовых стран мира.
Без этих основ мы будем строить на песке. Я не говорю, что нужно пропагандировать религию. Само слово “пропаганда” мне противно. Оно наполовину замешано на лжи. Мы можем только выражать свое мнение, а каждый человек может добровольно что-то принимать и что-то отвергать. Никакого навязывания! Потому что Бог – свобода, дух – свобода, духовность – свобода, любовь – свобода"
В ходе вопросов и ответов вышла и еще одна важная тема:
Что препятствует духовности в человеке?
Тема вышла весьма неожиданно, когда слушатели стали задавать вопросы о том, что происходит с человеком, когда, например, ошибаются в операции на его мозге. Или была ли духовность у древнего человека (питекантропа, кроманьонца, неандертальца) , у умственно отсталого или психически неполноценного человека.
Александр Мень заметил на это , что во всех этих случаях, когда мозг или разум поврежден или неполноценен, происходит закапсультирование духа. Дух оказывает закапсультирован и не может правильно выразить себя в полезном созидательном творчестве.
(Источник: материалы трудов Александра Меня, а также лекции и вопросы на ответы после них, собранные "Фондом имени Александра Меня")
Это в чем-то схоже и с данными научных исследований в области когнитивной психологии:
Творчество становится продуктивным, когда опирается на достаточно сильный интеллект (в исследованиях заявлялось об IQ выше 120).
Таким образом, духовность в самом человеке, имеет в основаниях нравственную составляющую (о которой говорится в евангелиях и у святых, как чистота сердца, чистота души, следование добродетелям), личностную цельность (внутренняя свобода и осознанные выборы) и умственную силу, позволяющую проявлять духовность в полезном для жизни и людей творчестве.
Хотите высказаться по теме – пишите в комментариях.