Найти тему
Военная платформа - СМИ

Индия проводит комплекс военно-морских учений в районе Южно-Китайского моря и даёт этим ясный знак Пекину

Со 2 по 4 сентября Индия и Сингапур провели крупные совместные военно-морские учения на границах Южно-Китайского моря. Мероприятие под названием «SIMBEX» (Singapore-India Maritime Bilateral Exercise) должно было подчеркнуть укрепляющееся сотрудничество между двумя странами.

Военнослужащий ВМС Индии на борту фрегата - Фото: ИТАР-ТАСС/ ЮРИЙ СМИТЮК
Военнослужащий ВМС Индии на борту фрегата - Фото: ИТАР-ТАСС/ ЮРИЙ СМИТЮК

В итерациях в одном из ключевых регионов мира с индийской стороны приняли участие ракетный эсминец INS Ranvijay, противолодочный корабль INS Kiltan,  ведущий ракетный корвет INS Kora и  патрульный самолет дальней авиации P8I. Флот Сингапура (RSN) был представлен стелс-фрегатом RSS Steadfast, ракетным  класса «Victory»  RSS Vigor, подводной лодкой класса Archer, патрульным самолётом Fokker-50 и четырьмя истребителями RSAF F-16.

Учения по этой модели стали двадцать восьмыми по счёту, впервые они были проведены в 1994 году и стали самыми продолжительными непрерывными двусторонними морскими учениями индийского флота с иностранными ВМС. В этом году манёврам SIMBEX уделяется особое внимание, поскольку они приурочены к   празднованию 75-летия независимости Индии

«Поддержание непрерывности взаимодействия, несмотря на вызовы продолжающейся пандемии, еще больше подчёркивает прочность двусторонних связей в области обороны»,  - заявил командующий ВМС Индии Вивек Мадхвал. «В условиях ограничений на этапах планирования, оба флота добились успешного и безопасного выполнения нескольких сложных задач, включая стрельбу из боевого оружия и серии боевых действий на море, включая учения противолодочной и противовоздушной борьбы», - добавил он.

Мадхвал заявил также, что масштаб и сложность учений являются свидетельством оперативной совместимости, достигнутой ВМС двух стран. А командующий RSS Steadfast, сингапурский подполковник Карлин Сонг в унисон ему сказал: «Учения дали нам хорошую возможность отточить профессиональную компетенцию и улучшить  взаимопонимание, которое наши военно-морские силы создали за эти годы».

Оборонные связи между Индией и Сингапуром остаются  важным аспектом взаимодействия между двумя странами. Флоты обеих стран имеют представительства в штаб-квартире Центра объединения морской информации страны-партнёра, недавно подписано соглашение о взаимной поддержке и координации спасательных операций с подводных лодок. Также два государства регулярно осуществляют обмен военными сотрудниками для изучения опыта друг друга, конференции по армейским вопросам, совместные обучающие курсы.

Учения Индии — знак Китаю: вашему усилению в регионе мы не рады

Манёвры в районе  Южно-Китайского моря стали третьими за короткое время  международными итерациями в спорных водах с участием Индии. В конце августа ВМС самой густонаселённой страны мира провели двусторонние совместные учения с Филиппинами. В них к ракетному эсминцу INS Ranvijay и ракетному корвету INS Kora присоединился филиппинский фрегат BRP Antonio Luna.

И в те же дни прошли совместные учения с партнёрами Индии по четверке Quad (Quadrilateral Security Dialogue) - США, Японией и Австралией. Четырёхдневные манёвры Malabar-21 проводились у берегов Гуама и стали двадцать пятыми по этой модели. Учения Malabar стартовали в 1992 году как двусторонние между флотами США и Индии, в 2015 году к ним присоединилась Япония, а через год Австралия. От Индии в этих военно-политических мероприятиях участвовали стелс-фрегат INS Shivalik, противолодочный корвет INS Kadmatt и самолёты P8I.

На ближайшие два месяца запланированы двусторонние учения с другими прибрежными государствами Южно-Китайского моря — Вьетнамом  и Индонезией. Индия практически не скрывает, что комплекс мероприятий должен дать определённый сигнал Китаю.

Индия представляет собой классический пример «многовекторной политики», берущей корни ещё в Движении неприсоединения времён противостояния СССР и США. В последние десятилетия Дели старается балансировать между США, ЕС, Россией, странами Юго-Восточной Азии и Австралией, ни с кем особенно не сближаясь, но и не портя отношения. Однако КНР стоит особняком, поскольку Индия видит в Пекине геополитического и экономического  противника в азиатском регионе а также в Африке. Индийский план мирового торгового пути «Восточный акт» является прямым конкурентом китайского проекта «Один путь — один пояс».

Да и в качестве потенциального военного противника Дели тоже видит Китай — после пограничного конфликта в Гальванской долине из-за района Аксайчин  в мае прошлого года, напомнившего о зловещих 1960-х и масштабных индийско-китайских военных конфликтах того времени. Так что, пожалуй,  КНР стоит среди неприятелей Индии на втором месте после Пакистана. При этом Исламабад всё больше занимает в конфликтном поле историческое место, а Китай реальное. Такой политический вектор особенно актуализируется находящейся у власти с 2014 года Индийской народной партией (БДП), а нынешний премьер-министр Нарендра Моди продолжает соответствующий курс Атала Бихари Ваджпаи, взятый на рубеже 1990-х — 2000-х годов.

Учитывая это, США пытаются привлечь Индию на свою сторону, что особенно рельефно проявилось во время президентства Дональда Трампа. Однако азиатская страна совсем не спешит в американские объятия, предпочитая тёплое, но осторожное, политическое сотрудничество и настаивая на развитии экономических отношений. Масштабная программа модернизации индийской армии, нацеленная на развитие собственного производства и стимулирование экспорта, предусматривает снижение зависимости импорта не только от России, но и от США. Наша страна является крупнейшим импортёром на индийском оборонном рынке, 60% полуторамиллиардной армии вооружены российским ВПК. Но уйти от такого доминирования Индия пытается не за счёт американского оружия, а с помощью третьих стран — Израиля, Франции, Узбекистана, Южной Кореи. Впрочем, пока не особо успешно, поскольку главный аргумент российской стороны в торговле вооружениями — оптимальное сочетание высокого качества и невысокой цены — является козырем, побить который очень трудно.

Соответственно учения, которые проводит Индия со странами, у которых имеются территориальные споры с Китаем по поводу архипелага Спратли и Парасельских островов, дают Пекину очень прозрачный намёк. Но при этом Индия воздержалась от участия в двух крупнейших учениях под эгидой США в районе Индийского океана в этом году — ARC 21 и Talisman Sabre 21. Мероприятиях, которые (особенно в первом случае) имели нескрываемую антикитайскую направленность. А предпочла традиционные итерации Malabar, в которых она выступает с Соединёнными Штатами равноправным партнёром. Поэтому США никак не могут записать себе Индию в твёрдые антипекинские военные союзники, а вот в ситуативные — безусловно, поскольку обе страны объективно обеспокоены усилением Китая в Тихоокеанском регионе.

Китай традиционно отвечает на учения в ЮКМ с участием США своими. Так, в начале августа в ответ на крупнейшие американские трансокеанские учения с 1981 года  —  Large Scale Exercise 21) — Пекин примерно в то же время провёл самые масштабные учения с 2015 года — между Хайнанем и Парасельскими островами. По случаю  Malabar-21 китайские вооруженные силы провели боевые стрельбы в Южно-Китайском море у побережья Гуандуна, а также в Желтом море и Бохайском проливе у побережья Ляонина.

Читайте также: Иран отметил день рождения своих ПВО обнародованием двух инновационных систем — Alborz и Bohran

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!