Найти в Дзене
Путешествие нон-стон

Какие тайны хранит летняя резиденция последнего российского императора Николая II и какие странности вызывают вопросы

Друзья мои, раз уж я рассказала вам про дачи видных политических деятелей нашей страны, по которым "пробежалась" в отпуске, то не могу промолчать о резиденции последнего русского императора Николая II. Конечно, это не вилла Горбачева и точно не дача Сталина, а целый дворец, но все же его предназначение было практическим таким же - это была летняя резиденция царя, предназначавшаяся больше для отдыха царской четы Романовых.

Фотография из фонда музея. Личное фото
Фотография из фонда музея. Личное фото

Речь пойдёт о белоснежном дворце, расположившемся в местечке Ливадия, в Крыму. Я была там много раз, начиная с самого детства, и каждый раз поражалась красоте белокаменного здания, соединившем в себе и лёгкость форм, и монументальность, и даже мистику...

Сам дворец построен на месте старого дворца императора Александра III, где он собственно и скончался, оставив страну на сына Николая. Последний все душой любил это место, а потому решил, что царские апартаменты нужно перестроить- старые постройки выглядели обветшавшими и нужно было начинать строительство вновь.

Первый камешек заложили в 1910 году, в день именин матери Николая (23 апреля). Возможно, это было связано с тем, что именно это место было значимым для Марии Федоровны.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Как бы то ни было, строительство длилось около полутора лет всего, но само оно было сопряжено с некими мистическими совпадениями, а точнее трудностями, которые мешали и вносили свои коррективы в постройку объекта государственного значения.

Итак, в самом начале мягкий климат южного берега Крыма способствовал быстрым работам, и все шло прекрасно, пока рабочие не установили, что на востоке стройки материковые породы залегли слишком глубоко, а подпочвенная вода рвалась наружу с выходом приблизительно 8 тыс. вёдер за 24 часа.

Но строители и главный архитектор П. Н. Краснов дренажировали всю площадку, провели подземную водосборную галерею и вбили более 1000 бетонных свай, на которые и уложили железобетонный фундамент. Так проблема номер один была решена.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Далее коррективы внесла холера, разразившаяся в Крыму в 1910. Были предприняты все меры, которые помогли обезопасить здоровье рабочих: кипяченая вода, морская вода, ежедневные осмотры врачей и т. п.

В результате, удивительным образом холера обошла Ливадию. То ли это предпринятые и своевременные меры уберегли тех, кто был занят на строительстве, то ли магическая сила самого места уберегла людей?! А ведь случаи исцеления здесь действительно были.

Например, сам Николай, когда приехал в 1900 году в эти края заболел брюшным тифом и в кулуарах дворца даже начали шептаться о возможном престолонаследнике, но царь чудесным образом излечился в Ливадии, после чего место это сразу же наделили прямо чудодейственной силой.

Итальянский дворик. Фото из личного архива
Итальянский дворик. Фото из личного архива

Дальше взбунтовплась сама природа, а точнее погода. Всем известно, что зимы на южном берегу достаточно мягкие, но в 1911 году вдруг наступили морозы. Конечно, не -30°С, но - 13°С ночью отметки термометров достигали. А это считалось холодом. И ещё шёл снег, который просто завалил строительство.

Всё эти перипетии продолжались где-то до середины марта, а потом новая проблема: сырость, что замедляла работы (Николай-то, между прочим, ждал сдачи в сентябре!) Краснов и тут выкрутился, применив просто ноу-хау по тем временам: использовал электрическое отопление и вентиляцию, а чтобы успеть в срок, строители трудились даже ночью, для чего были установлены прожекторы.

Белый зал. Фото из личного архива
Белый зал. Фото из личного архива

В общем, ребята успели и дворец сдали в срок. Николай был счастлив. Денег, конечно, потратили аж 4 миллиона. Ну, а что мы хотим: новшества при строительстве, мрамор, деревья ценных пород для отделки (орех, каштан, красное) и много ещё чего. Царь, конечно, любил народ, как говорил, и за судьбу страны переживал, но переживалось ему лучше всего в комфорте.

Итак, в самом дворце 116 помещений, 58 комнат жилых, 5 парадных помещений. Повсюду видна резьба мастеров по дереву и мрамору. Всё выполнено безукоризненно и до сих пор пленяет туристов (меня в частности)))) своей красотой и мастерством людей, которые создавали эти невероятные шедевры. Один только Итальянский дворик, где, кстати снимались многие сцены советских кинофильмов, очаровывает своей лёгкостью и неповторимостью (а мраморные скамейки с грифонами-это отдельный шедевр. )

Фото из личного архива. Скамьи в итальянском дворике
Фото из личного архива. Скамьи в итальянском дворике

Но здесь тайны не заканчиваются: если вы будете находиться в Большой столовой, а точнее в Белом зале, то обратите внимание на статую Афины Паллады: прямо над ней можно увидеть странный барельеф Бафомета, считающегося одним из символов Сатаны. И тут вопрос: как набожные Николай и императрица Александра допустили, чтобы в их доме появилось данное изображение?

Я пришла к выводу😂, что это была не столько дань моде и стилю, сколько определённый символизм, который ощущается повсюду во дворце. Сам Бафомет был использован инквизицией, чтобы обвинить тамплиеров. Священники посчитали его одним из символов сатаны, указав на связь демона и рыцарей надоедливого им ордена. Думаю, что во дворце, этот демон скорее имел немного иное значение.

Дело в том, что если написать имя демона на латинице и прочитать наоборот, то получится некая аббревиатура, которая в начальном варианте переводится, как "настоятель Храма мира всех людей". А также его перевод, опять же в начальном варианте, вовсе не "козел", как считает церковь, а "мудрость". Думаю, что именно это значение имеет Ливадийский Бафомет.

Бафомет над Афиной
Бафомет над Афиной

Между прочим, везде в замке можно наткнуться и на химер, и на ритуальные орнаменты, и на грифонов и прочих "демонических" персонажей. А ведь они использованы здесь в качестве оберегов, потому как считались хранителями от злых сил.

Видимо, об этом мог знать и сам царь, потому как весь дворец, по словам императора, был построен в соответствии с его вкусами и пожеланиями. Так, например, в орнаменте на потолке имеется древний солярный символ, напоминающий солнце, которое у древних славян считалось символом власти и государственности, что в принципе соответствовало положению царя, считавшего себя "хозяином Земли Русской" (так, кстати, в первой переписи населения сам и написал в графе о роде занятий).

В общем, Николай был не чужд оберегам и мистике (один только Распутин чего стоит).

Уникальная резьба по дереву на предметах мебели. Везде мистические существа. Фото из личного архива
Уникальная резьба по дереву на предметах мебели. Везде мистические существа. Фото из личного архива

Ещё одной тайной можно считать утерянную скульптуру мальчика. Точнее она была, как говорят, закопана в парке по приказу служащих НКВД (те сочли полуобнажение постыдным). Родиной памятника считается древняя Греция. Но люди НКВД сей факт не приняли, а, может, не знали, а потому просто закопали "мальчика" в саду. И по сей день его местонахождение неизвестно. Говорят, что бывший директор музея Воронцов мог знать это место, но он, к сожалению, покинул этот мир, так и не раскрыв тайну "греческого мальчика".

Один из уголков красивейшего Ливадийского парка. Фото из личного архива
Один из уголков красивейшего Ливадийского парка. Фото из личного архива

Вообще, конечно, история у дворца удивительная и рассказы гидов нужно обязательно услышать, чтобы узнать обо всем, что касается дворца, семьи Романовых и, конечно, ялтинской конференции 1945 г, проходившей в этих стенах.

Я же, послушав экскурсоводов, разговорилась с одной из сотрудниц дворца. Естественно, первое, что взбрело в мою голову - это вопрос о привидениях)))) . Ну, интересно же!

Оказывается, что во дворце действительно некоторые сотрудники не один раз слышали загадочный детский смех и голоса. Правда ли это, не знаю. Но экскурсовод нам также рассказал, что не многие соглашаются работать здесь в ночные смены из-за необьяснимых звуков.

Не могла не вставить это фото. Участники Ялтинской конференции. Фото из личного архива
Не могла не вставить это фото. Участники Ялтинской конференции. Фото из личного архива

Я, конечно, привидений и шорохов там не наблюдала, а вот дух Романовых чувствуется. Когда ходила внутри, то создалось ощущение той эпохи, представилось, как когда-то по этим же ступенькам сбегали великие княжны, как за столом завтракало все семейство, а в парке неспешно гулял Николай с супругой. И прямо, скажу я вам явно так представилось, что даже мурашки какие-то пробежали))) .

На самом деле очень необычные там ощущения, поэтому все рекомендую обязательно побывать в Ливадийском дворце и насладиться его красотой, почувствовать дух той эпохи и узнать историю семьи последнего русского императора.

А вы бывали в Ливадии? Посещали дворец?

#путешествие #крым #россия #история #романовы