Друзья мои, раз уж я рассказала вам про дачи видных политических деятелей нашей страны, по которым "пробежалась" в отпуске, то не могу промолчать о резиденции последнего русского императора Николая II. Конечно, это не вилла Горбачева и точно не дача Сталина, а целый дворец, но все же его предназначение было практическим таким же - это была летняя резиденция царя, предназначавшаяся больше для отдыха царской четы Романовых.
Речь пойдёт о белоснежном дворце, расположившемся в местечке Ливадия, в Крыму. Я была там много раз, начиная с самого детства, и каждый раз поражалась красоте белокаменного здания, соединившем в себе и лёгкость форм, и монументальность, и даже мистику...
Сам дворец построен на месте старого дворца императора Александра III, где он собственно и скончался, оставив страну на сына Николая. Последний все душой любил это место, а потому решил, что царские апартаменты нужно перестроить- старые постройки выглядели обветшавшими и нужно было начинать строительство вновь.
Первый камешек заложили в 1910 году, в день именин матери Николая (23 апреля). Возможно, это было связано с тем, что именно это место было значимым для Марии Федоровны.
Как бы то ни было, строительство длилось около полутора лет всего, но само оно было сопряжено с некими мистическими совпадениями, а точнее трудностями, которые мешали и вносили свои коррективы в постройку объекта государственного значения.
Итак, в самом начале мягкий климат южного берега Крыма способствовал быстрым работам, и все шло прекрасно, пока рабочие не установили, что на востоке стройки материковые породы залегли слишком глубоко, а подпочвенная вода рвалась наружу с выходом приблизительно 8 тыс. вёдер за 24 часа.
Но строители и главный архитектор П. Н. Краснов дренажировали всю площадку, провели подземную водосборную галерею и вбили более 1000 бетонных свай, на которые и уложили железобетонный фундамент. Так проблема номер один была решена.
Далее коррективы внесла холера, разразившаяся в Крыму в 1910. Были предприняты все меры, которые помогли обезопасить здоровье рабочих: кипяченая вода, морская вода, ежедневные осмотры врачей и т. п.
В результате, удивительным образом холера обошла Ливадию. То ли это предпринятые и своевременные меры уберегли тех, кто был занят на строительстве, то ли магическая сила самого места уберегла людей?! А ведь случаи исцеления здесь действительно были.
Например, сам Николай, когда приехал в 1900 году в эти края заболел брюшным тифом и в кулуарах дворца даже начали шептаться о возможном престолонаследнике, но царь чудесным образом излечился в Ливадии, после чего место это сразу же наделили прямо чудодейственной силой.
Дальше взбунтовплась сама природа, а точнее погода. Всем известно, что зимы на южном берегу достаточно мягкие, но в 1911 году вдруг наступили морозы. Конечно, не -30°С, но - 13°С ночью отметки термометров достигали. А это считалось холодом. И ещё шёл снег, который просто завалил строительство.
Всё эти перипетии продолжались где-то до середины марта, а потом новая проблема: сырость, что замедляла работы (Николай-то, между прочим, ждал сдачи в сентябре!) Краснов и тут выкрутился, применив просто ноу-хау по тем временам: использовал электрическое отопление и вентиляцию, а чтобы успеть в срок, строители трудились даже ночью, для чего были установлены прожекторы.
В общем, ребята успели и дворец сдали в срок. Николай был счастлив. Денег, конечно, потратили аж 4 миллиона. Ну, а что мы хотим: новшества при строительстве, мрамор, деревья ценных пород для отделки (орех, каштан, красное) и много ещё чего. Царь, конечно, любил народ, как говорил, и за судьбу страны переживал, но переживалось ему лучше всего в комфорте.
Итак, в самом дворце 116 помещений, 58 комнат жилых, 5 парадных помещений. Повсюду видна резьба мастеров по дереву и мрамору. Всё выполнено безукоризненно и до сих пор пленяет туристов (меня в частности)))) своей красотой и мастерством людей, которые создавали эти невероятные шедевры. Один только Итальянский дворик, где, кстати снимались многие сцены советских кинофильмов, очаровывает своей лёгкостью и неповторимостью (а мраморные скамейки с грифонами-это отдельный шедевр. )
Но здесь тайны не заканчиваются: если вы будете находиться в Большой столовой, а точнее в Белом зале, то обратите внимание на статую Афины Паллады: прямо над ней можно увидеть странный барельеф Бафомета, считающегося одним из символов Сатаны. И тут вопрос: как набожные Николай и императрица Александра допустили, чтобы в их доме появилось данное изображение?
Я пришла к выводу😂, что это была не столько дань моде и стилю, сколько определённый символизм, который ощущается повсюду во дворце. Сам Бафомет был использован инквизицией, чтобы обвинить тамплиеров. Священники посчитали его одним из символов сатаны, указав на связь демона и рыцарей надоедливого им ордена. Думаю, что во дворце, этот демон скорее имел немного иное значение.
Дело в том, что если написать имя демона на латинице и прочитать наоборот, то получится некая аббревиатура, которая в начальном варианте переводится, как "настоятель Храма мира всех людей". А также его перевод, опять же в начальном варианте, вовсе не "козел", как считает церковь, а "мудрость". Думаю, что именно это значение имеет Ливадийский Бафомет.
Между прочим, везде в замке можно наткнуться и на химер, и на ритуальные орнаменты, и на грифонов и прочих "демонических" персонажей. А ведь они использованы здесь в качестве оберегов, потому как считались хранителями от злых сил.
Видимо, об этом мог знать и сам царь, потому как весь дворец, по словам императора, был построен в соответствии с его вкусами и пожеланиями. Так, например, в орнаменте на потолке имеется древний солярный символ, напоминающий солнце, которое у древних славян считалось символом власти и государственности, что в принципе соответствовало положению царя, считавшего себя "хозяином Земли Русской" (так, кстати, в первой переписи населения сам и написал в графе о роде занятий).
В общем, Николай был не чужд оберегам и мистике (один только Распутин чего стоит).
Ещё одной тайной можно считать утерянную скульптуру мальчика. Точнее она была, как говорят, закопана в парке по приказу служащих НКВД (те сочли полуобнажение постыдным). Родиной памятника считается древняя Греция. Но люди НКВД сей факт не приняли, а, может, не знали, а потому просто закопали "мальчика" в саду. И по сей день его местонахождение неизвестно. Говорят, что бывший директор музея Воронцов мог знать это место, но он, к сожалению, покинул этот мир, так и не раскрыв тайну "греческого мальчика".
Вообще, конечно, история у дворца удивительная и рассказы гидов нужно обязательно услышать, чтобы узнать обо всем, что касается дворца, семьи Романовых и, конечно, ялтинской конференции 1945 г, проходившей в этих стенах.
Я же, послушав экскурсоводов, разговорилась с одной из сотрудниц дворца. Естественно, первое, что взбрело в мою голову - это вопрос о привидениях)))) . Ну, интересно же!
Оказывается, что во дворце действительно некоторые сотрудники не один раз слышали загадочный детский смех и голоса. Правда ли это, не знаю. Но экскурсовод нам также рассказал, что не многие соглашаются работать здесь в ночные смены из-за необьяснимых звуков.
Я, конечно, привидений и шорохов там не наблюдала, а вот дух Романовых чувствуется. Когда ходила внутри, то создалось ощущение той эпохи, представилось, как когда-то по этим же ступенькам сбегали великие княжны, как за столом завтракало все семейство, а в парке неспешно гулял Николай с супругой. И прямо, скажу я вам явно так представилось, что даже мурашки какие-то пробежали))) .
На самом деле очень необычные там ощущения, поэтому все рекомендую обязательно побывать в Ливадийском дворце и насладиться его красотой, почувствовать дух той эпохи и узнать историю семьи последнего русского императора.
А вы бывали в Ливадии? Посещали дворец?
#путешествие #крым #россия #история #романовы