Найти тему
Лана-архитектор

В университете в 9 лет, или что не так?

В этой статье я расскажу про собственный педагогический опыт работы с ребёнком, обладающим выдающимися способностями. Многие слышали про девочку Алису Теплякову, сдавшую ЕГЭ и поступившую в МГУ на платное отделение в 9 лет. Сейчас, в начале учебного года, и подавно начали писать со слов её однокурсников, что она "слабо вписывается в процесс обучения". Что не так?

Был период в моей жизни, когда я преподавала в художественной школе. Вела все классы, от малышей 6–7 лет до выпускников, которым было 16–17. Сентябрь – это самый страшный месяц у преподавателя и учителя! Начало года, "утрясание" расписания, нервы. Многие родители ведь не желают, чтобы ребёнок ходил только на рисование или танцы. Им надо всё и сразу, и график для ребёнка составляется ими самым плотным образом. Приходит такая одна мадам: "У моей Сонечки в четверг у Вас урок, но в последние полчаса она будет вынуждена уйти, так как у неё начинается фехтование". "Ну хорошо", – говорю я, "буду её отпускать по четвергам". "Да что Вы?" – вдруг возмущается мадам. "Полчаса каждую неделю, это ведь в месяц Сонечка недополучит 2 часа занятий! А давайте всю группу перенесём на субботу, у неё в этот день нет ни музыки, ни шахмат!" А когда я сказала, что на субботу у меня другие планы, побежала жаловаться директору...

Ну больше всего запомнился Вася! Когда говорят об "особенных детях", я прежде всего вспоминаю о таких, как он. Почему-то у нас в стране принято помогать больным и хворым деткам. Ни разу не видела, чтобы кто-то просил или собирал средства на ребёнка, потому что он одарён и ему необходим особый подход в обучении, так как он успевает больше, чем "обычные" ребята. А ведь такие дети есть, и их довольно много: они схватывают на лету материалы школьной программы, много читают, с раннего детства слушают аудиокниги. Если им что-то интересно, то они будут настойчиво изучать занявший их внимание предмет, просить отвезти в музеи, на лекции, курсы.

Что уж говорить, родителям таких деток приходится ох как не сладко! После рабочего дня их ждёт напряжённый вечер с ребёнком, постоянно задающим вопросы. А расходы на путешествия с маленьким непоседой! А без них, получается, обойтись нельзя...

Ну и что наш Вася? Он учился во втором классе и увлекался искусством. Всё бы ничего, но в школе он учился во второй смене, и поэтому не успевал приходить на занятия с детьми своего возраста, во всяком случае, это была официальная причина. На самом деле он был единственный ребёнок в большой семье взрослых, все члены которой жили в одном частном доме, и все взрослые занимались с ним. Поэтому родители посчитали, что было бы неплохо "впихнуть" его в группу для старшеклассников. Объясню: дети в этой группе готовились к поступлению в художественные училища или вузы, на это была направлена программа их обучения. А тут бац! на занятии вместе с ними ребёнок 8 лет!

Как оказалось, в истории изобразительного искусства он разбирается прекрасно! Но на лекциях постоянно меня перебивал. Нет, я за диалог между преподавателями и учениками, но процесс обучения имеет свой порядок: сначала преподаватель рассказывает по теме, а потом есть специальные занятия, когда ученики готовят доклады, вопросы, и все вместе обсуждают какую-то тему. Вася же влезал, не обращая внимания, к месту это или нет. Конечно, это мешало другим ученикам.

Что касается практических занятий по рисунку и живописи, то тут он не обладал достаточными знаниями для "выпускника" художественной школы. Всё же для этого нужна практика, подкреплённая теорией. А это не даётся "с наскока". Я предложила его родителям договориться об индивидуальной форме обучения для их талантливого ребёнка, но они не согласились. В итоге Вася брал огромные листы бумаги, купленные на общие деньги: обычно на одном листе ученик рисует несколько занятий, иногда месяц или даже больше. Вася рисовал в своём режиме, используя по 3–5 ватманов за урок, иногда лепя откровенную "мазню". При этом постоянно перебивал педагога, мешал объяснять другим детям, перетягивая внимание на себя. Тут уже и другие дети стали возмущаться. У них было впереди поступление, а занятия превратились "в детский сад".

В итоге я, с огромным сожалением сообщила родителям, что их гениальный отпрыск не вписывается в наш "серенький коллектив рабочих лошадок" и попросила поискать для него другое место.

Жалею ли я о том случае? Несомненно. Если бы Вася находился бы в группе ровесников, он, скорее всего, успевал бы больше, чем они, но общался бы с детьми "на равных". Поступила бы я точно так же сегодня? Да. Так как главная задача преподавателя – построить учебный процесс таким образом, чтобы большинству учеников было комфортно воспринимать материал.

Тем не менее я утверждаю, что особенные, одарённые дети – это не только проблема их родителей, но и государства прежде всего. А Вы как считаете?